Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

Некогда правил городом Муромом князь Павел. К жене его прилетал посланный дьяволом змей и терзал ее, причем всем, кроме нее, он являлся в облике самого князя. Только несчастная женщина видела отвратительного змея. Она обо всем рассказала мужу и попросила помощи. Тот попросил жену выведать, от чего змею может смерть прийти. Ухмыльнулся змей: «От Агрикова меча да от Петрова плеча».


Павел догадался, что «Петрово плечо» — это его брат Петр. А вот где Агриков меч-то взять? Этот меч под видом маленького мальчика показал Петру ангел в церкви Воздвиженского монастыря. Взял князь этот меч и пошел к брату.


Однажды Петр, как обычно, пошел проведать брата. Пребывал он на половине брата, затем зашел на княгинину половину и удивился. Как так? И в своей комнате — Павел, и у жены в светлице — Павел?


Подлинный князь все объяснил Петру. Тот пошел и убил змея — убитый, тот явился в своем отвратительном естестве. Его ядовитая кровь обрызгала Петра. От этого тело несчастного покрылось язвами, никто не мог исцелить его.


Прошел слух, что в Ласково, в земле Рязанской есть мудрая девица Феврония — дочь бортника, что лазает по деревьям и собирает мед диких пчел. Феврония берется вылечить князя, но с условием, что он женится на ней. Измученный болезнью князь дает обещание жениться, но вовсе не собирается его выполнять: Феврония ему неровня. Девушка дает князю кувшин квасу и велит после бани смазать этим квасом все язвы, кроме одной.
Желая испытать, так ли мудра девица, князь шлет ей пучок льна с повелением сшить из него для князя порты, рубашку и полотенце за время, пока он будет в бане. Феврония же в ответ послала князю обрубок полена, чтобы тот сделал для этого ткацкий станок. Петр ответил, что это невозможно. «А из пучка льна сделать и порты, и рубаху, и полотенце — возможно?» — спросила с улыбкою девица. Князь понял, насколько она умна, и выполнил ее совет — попарился в бане и смазал язвы целебным квасом. Наутро все язвы с его тела, кроме одной, сошли. Князь послал Февронии богатые дары и отбыл в Муром, венчаться же с нею не стал. По возвращении в Муром язвы на его теле вновь появились и даже умножились. Петр был вынужден вернуться к Февронии и обвенчаться с ней. Тогда мудрая женщина окончательно излечила его. Бояре не любили новоявленную княгиню из-за ее низкого происхождения, наговорили про нее князю, что она во время обеда собирает крошки в ладонь, словно нищенка. Князь присмотрелся: а ведь так оно и есть! Собрала княгинюшка после обеда крошки в ладонь. Князь разжал ее руку, а там — благовония...

 

Бояре собрали совет и на пиру объявили Февронии: пусть она забирает себе любое добро, какое пожелает, и отправляется восвояси. В самом деле — любое добро? Любое!


Феврония выразила желание забрать с собой мужа. Князь последовал за женой, отказавшись от княжества, так как был верен Божиим заповедям. Поплыли муж и жена на корабле по Оке, но вскоре их догнали гонцы из Мурома, умоляя князя вернуться и править вновь. Петр и Феврония воротились и правили кротко и справедливо.


Лишь об одном молили супруги Господа: чтобы умереть в один день. В старости постриглись они в монастыри, Петр — под именем Давид, а Феврония стала Ефросиньей. Завещали они, чтобы похоронили их в одном каменном гробу, разделенном на две части лишь небольшой перегородкой.


Однажды Ефросинья вышивала для храма воздух (накидку на престольную чашу), а Давид прислал ей сказать, что умирает и просит приехать. Ефросинья попросила обождать со смертью, пока она не закончит богоугодного дела, но Давид прислал еще сказать, где ответствовал, что ждать больше не может. Тогда Ефросинья закончила вышивать лик святого, а одежды уж не закончила. Послала она сказать Давиду, что готова к смерти. Помолясь, они умерли в один день. Вопреки их завещанию, их похоронили в разных местах. Но наутро обнаружилось, что тела их лежат в одном гробу — том самом, каменном. Так повторилось еще один раз, после чего Петра и Февронию оставили «во едином гробу» в церкви Рождества Богородицы. Кто с верою прикоснется к их мощам, получает исцеление.

Печать Просмотров: 9525