Величайшее произведение эпохи русского Средневековья «Слово о полку Игореве» относится к литературным памятникам XII века. Необдуманный поход князя Игоря явился причиной для объединения всех русских князей, которые до этого воевали между собой.
Композиция произведения не случайна. С каждой частью все больше меняется образ молодого князя. На первый взгляд, структура поэмы достаточно проста: вступление, три части и концовка. Вся поэма снабжена авторскими лирическими отступлениями, посвященными современности и прошлому на Руси.
Вступление посвящено рассказу о певце-сказителе Бояне, который занимался прославлением великих воинов и русских князей. Боян отличался от других певцов тем, что очень любил фантазировать. Автор хвалит своего предшественника, но писать в его стиле не хочет. Создатель «Слова...» решает придерживаться не выдумки, а реальных исторических событий.
Дальше начинается повествование о самом походе Игоря. Автор сначала рассказывает о сборах в поход:
Братия и дружина!
Лучше нам быть порубленным, чем даться в полон.
Сядем же, други, на борзых коней
Да посмотрим синего Дона!
И даже затмение, явившееся как дурной знак, не остановило безрассудного князя. Войско двинулось в путь.
Дальше описывается само сражения князей и дружины с половцами. Побеждавшее в начале русское войско к концу битвы стало терять силы и в итоге потерпело поражение. Князья попали в плен. Это место в поэме можно назвать кульминацией.
Следующая глава рассказывает о Святославе Всеволодовиче, осуждающем поступок князей. Он говорит, что они слишком рано решили биться с половцами. Мудрый князь считает, что неопытные полководцы решили заслужить себе народную славу, но свои силы переоценили. Половцы, победив русское войско, двинулись на Русь, поэтому из-за легкомыслия Игоря и Всеволода погибли невинные люди.
Важной частью композиции «Слова о полку Игореве» является «золотое слово» Святослава. В уста могущественного князя автор вкладывает свои собственные мысли. Призыв к объединению воюющих друг с другом князей был мудрым поступком. Только сплотившись, русские правители смогли бы отбиться от половцев.
Святослав предлагает князьям отомстить «за раны Игоря, храброго Святославича». В «золотом слове» высказана главная мысль всего произведения.
Несмотря на то что князья Игорь и Всеволод пошли на половцев вместе, автор уделяет гораздо больше времени рассказу об Игоре. Важное место в повествовании занимает «плач Ярославны». Этот эпизод посвящен только Игорю, но имеет огромное значение для всей поэмы. Образ Ярославны отражает скорбь всех женщин Руси, чьи мужья потерпели поражение в битве с половцами. От безысходности княгиня призывает ветер, Днепр и солнце к спасению Игоря. Голос рыдающей Ярославны разлетается по всей Руси, что говорит о необъятности горя этой женщины.
До Игоря будто долетают слова любимой жены, что подталкивает его к побегу из «земли незнаемой». Забывая о том, что пустившиеся в погоню половецкие князья могут убить его, Игорь Святославич мчится по единственной дороге, ведущей домой. Молодой князь понимает свою вину перед Родиной и отцом, поэтому сразу же направляется в Киев. В конце «Слова...» народ радостно встречает побежденного князя.
Автор радуется, что, наконец, прекратилась вражда между русскими князьями.
Концовка произведения одновременно похожа и на сказочное завершение, и на окончание молитвы:
Песнь мы спели старым князьям,
Песнь мы спели князьям молодым:
Слава Игорю Святославичу!
Слава буйному туру Всеволоду!
Слава Владимиру Игоревичу!
Здравствуйте, князья и дружина,
Поборая за христиан полки неверные!
Слава князьям, а дружине аминь!
Композиция поэмы очень логична: сначала Игорь терпит поражение, затем Святослав обращается к князьям с призывом об объединении сил, а в конце Игорь возвращается на Родину, а князья радостно встречают его. Получается, что их сплотила общая беда, и главная проблема поэмы разрешилась постепенно с каждой новой частью.