Большое влияние на творчество поэта оказало его участие в кружке обериутов («Объединение реального искусства»), У него выработалась своеобразная творческая манера, наиболее ярко отразившаяся в его знаменитом стихотворении «Меркнут знаки Зодиака...»:
Шутливое стихотворение, немного ироничное, развивает излюбленную мысль поэта: живые и неживые формы материи находятся в единстве, постоянно взаимодействуя друг с другом, переходя из одной формы в другую.
Природа имеет сознание, которое выражается в разуме человека. Поэтому человек ответствен за все происходящее в природе, он часть природы, в ней заключено его будущее. Одним из шедевров Заболоцкого, выражающих его философские взгляды, является стихотворение «Завещание», написанное в 1947 году, уже после того, как он был незаконно репрессирован и шесть лет провел в лагерях. Размышления о жизни и смерти - вот тема этого стихотворения:
Мысль о том, что после смерти человек растворяется в огромном, вечном мире, не нова, но Заболоцкий сумел облечь ее в такие потрясающие строки, найти такие образы, которые не оставляют равнодушным никого:
Корнями обовьет, печален и суров.
Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил — томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь к я.
Все стихотворение обращено к потомкам, к будущим поколениям, которые продолжат благородные дела своих предшественников'.
О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.
Природа в поэзии Заболоцкого удивительно одухотворенная, недаром поэт так часто использует олицетворения: «ветер вдруг сошел с ума», «шепнула мне бабочка-странница», «травы падают в обморок», «буйствуют стебли и стонут цветы», его душа путешествует «с потерявшим сознанье скворцом». Сам поэт хотел бы жить в «государстве ромашек», просит: «Уступи мне, скворец, уголок», «Пой мне песню, дерево печали!». Природа ярче оттеняет все происходящее в человеческой душе:
Жизнь растений теперь затаилась
В этих странных обрубках ветвей.
Ну, а что же с тобой приключилось.
Что с душой приключилось твоей?
Как посмел ты красавицу эту,
Драгоценную душу твою,
Отпустить, чтоб скиталась по свету,
Чтоб погибла в далеком краю?
(«Облетают последние маки», 1952 г.) .
Но не только тема природы, философского отношения к ней является предметом размышлений автора. Не мог Заболоцкий пройти мимо темы войны. Стихотворение «В этой роще березовой» - трагический, проникновенный гимн всем павшим на войне:
В этой роще березовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый,
Немигающий утренний свет,
Где прозрачной лавиною
Льются листья с высоких ветвей,
Спой мне, иволга, песню пустынную,
Песню жизни моей.
За великими реками
Встанет солнце, и в утренней мгле
С опаленными веками
Припаду я, убитый, к земле.
Крикнув бешеным вороном.
Весь дрожа, замолчит пулемет.
И тогда в моем сердце разорванном
Голос твой запоет.
Стихотворение удивительно лирично, недаром оно положено на музыку и стало песней. Стало песней и стихотворение «Где-то в поле возле Магадана», написанное по лагерным воспоминаниям, звучащее как реквием всем безвинно погибшим в годы репрессий. В последние годы жизни поэт обращается к нравственным проблемам, рождаются такие стихотворения, как «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться», «Старая актриса», «Признание». В стихотворении «Некрасивая девочка» поэт задает вопрос:
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в' котором пустота, '
Или огонь, мерцающий в сосуде?
На этот вопрос ответ дается: если человек способен радоваться счастью другого, не знает «ни тени зависти, ни умысла худого», ощущает «счастье бытия», - этот человек прекрасен.
Образ лирического героя поэзии Заболоцкого рисует нам тонко чувствующего природу и мир, открытого для людей, счастливого и мудрого человека, который всегда найдет выход из любого сложного положения и поможет окружающим.
В последние годы по-иному звучит тема любви в творчестве поэта, возникают автобиографические детали. Цикл стихотворений «Последняя любовь», созданный в 1956-1957 годах, глубоко и проникновенно раскрывает эту тему. Одно из лучших стихотворений цикла стало известной песней:
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Я склонюсь над твоими коленями
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.
Трагедия последней любви, любви на пороге смерти, изображена поэтом с щемящей простотой, со сдержанной болью перед грядущей разлукой друг с другом и жизнью:
Простые, тихие, седые,
Он с палкой, с зонтиком она, -
Они на листья золотые
Глядят, гуляя дотемна.
И знанья малая частица Открылась им на склоне лет,
Что счастье наше - лишь зарница,
Лишь отдаленный слабый свет.
Настоящим поэтическим завещанием поэта нам, потомкам, стало одно из последних стихотворений «Не позволяй душе лениться»:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Многообразие тем, возвышенные философские идеи, воплотившиеся в совершенной поэзии, яркие, запоминающиеся образы из мира природы, глубокий психологизм, внимание к нравственным проблемам личности- вот те качества, которые делают творчество Николая Заболоцкого современным и необходимым нам, читателям.