ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ — условная фигура в эпосе, вымышленный посредник между автором и читателем, тот, кто сообщает обо всем происходящем в произведении, сам не участвуя в событиях, находясь вне данного образного мира. По своему кругозору он близок к автору. В “Капитанской дочке” Петр Гринев как “автор” записок — повествователь, а он же в молодости — персонаж. В “Герое нашего времени” повествователь — офицер-литератор. Еще более условными повествователями являются гусляры, якобы поющие “Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
Современная теория отличает от повествователя, во-первых, образ автора, во-вторых, рассказчика. “В противоположность повествователю рассказчик находится... целиком внутри изображенной реальности”, это “субъект изображения, достаточно “объективированный” и связанный с определенной социально-культурной и языковой средой, с позиций которой... он и изображает других персонажей”. Лермонтовский Максим Максимыч — рассказывающий персонаж. Ho рассказчик не обязательно должен быть персонажем. “Например, субъект “сказа”, безусловно, должен квалифицироваться как рассказчик, независимо от того, ведется ли рассказ от первого или от третьего лица (в “Левше” Н.С. Лескова... избран второй вариант)”.
Сказом называют одну из разновидностей стилизации. Стилизация — это форма художественной речи, передающая явно чужую речевую манеру (иногда с обозначением условного субъекта) так, что чуждость ощущается на протяжении всего текста. В отличие от пародии стилизация не ставит задачей высмеивание своего объекта; в отличие от перепева (“Колыбельная песня” Некрасова — шуточное “подражание Лермонтову”, сцена с Кусковой и Милюковым в поэме Маяковского “Хорошо!” — обыгрывание сцены пушкинской Татьяны с няней, причем высмеиваются персонажи, а не литературные образцы) стилизация ориентирована не на определенное произведение литературы, а на чью-то речевую, не обязательно художественную, манеру в целом. Сказ — это утрированная имитация устной речи. Кроме лесковского “Левши”, где слово “сказ” вынесено в подзаголовок (“Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе”), можно назвать как характерный пример юмористику М.М. Зощенко. Рассказ И.Э. Бабеля “Соль” из цикла “Конармия” имитирует письмо малограмотного красноармейца, отражающего его устную речь.
Согласно другой точке зрения, стилизация имитирует только литературные стили и этим противоположна сказу как имитации устной речи. Ho в качестве примера стилизации называется ‘"Песня про царя Ивана Васильевича...” — имитация фольклора, т.е. устного народного творчества.