АНТИТЕЗА — противопоставление.
1. Словесная, или стилистическая, антитеза — постановка рядом друг с другом противоположных по значению слов, антонимов. Так, Татьяна Ларина, ознакомившись с книгами Онегина в его доме, задумывается: “...Созданье ада иль небес, / Сей ангел, сей надменный бес, / Что ж он?” Иногда к антитезам относят оксюмороны [4, с. 344—345] — сочетания несочетаемого в одном выражении. В стихотворении Н.А. Заболоцкого “Вечер на Оке” (1957) “Вся грудь реки приникнет к небосводу / И загорится влажно и светло”. В буквальном смысле слова влажное не горит. Л.Н. Толстой в “Войне и мире” передает сложные, противоречивые психологические качества и состояния персонажей. Князь Андрей в битве при Аустерлице заметил русского и француза, тянущих с разных сторон банник (щетку на большом древке для чистки пушки), — “растерянное и вместе озлобленное выражение лиц этих двух людей, видимо не понимавших того, что они делали”. После энергичного объяснения Пьера с пытавшимся похитить Наташу Ростову Анатолем Курагиным на лице последнего появляется “выражение робкой и подлой улыбки”.
Смысл оксюморонов, однако, фактически противоположен смыслу антитез. Это сопоставление, соединение противоположного, а не противопоставление как таковое. В поэзии XIX—XX вв. существенны смены одних антитез другими как выражение сдвига, слома в сознании поэта “или “снятие”, погашение заявленной автором А<нтитезы> при том, что смысловая ее контрастность не уничтожается и не устраняется: “К добру и злу постыдно равнодушны”; “И ненавидим мы, и любим мы случайно” (“Дума” М.Ю. Лермонтова)... здесь А<нтитеза> включается в более сложные, “неантитетические” связи с миром и отношения к нему” [8, с. 29].
2. Образная антитеза — противопоставление персонажей (честный Гринев — бесчестный Швабрин, демократ Базаров — аристократ Павел Петрович Кирсанов) либо только их характеров (Онегин и Ленский “сошлись”, подружились, и хотя противопоставления персонажей нет, характеры их контрастны: “Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень / He столь различны меж собой”), человека и окружающего его мира (в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу...” природа прекрасна и гармонична, а лирическому герою “так больно и так трудно”), главного героя и большинства других действующих лиц (Чацкого и фамусовского общества, лермонтовского Пророка и толпы, Несчастливцева и Гурмыжской с ее окружением, а по другим признакам — Аркашки Счастливцева в комедии А.Н. Островского “Лес”), прошлого и настоящего (иногда и будущего) одного лица (“юности”, “свежести” и равнодушной зрелости в “Мертвых душах” Н.В. Гоголя, а вслед за ними — в стихотворении CA. Есенина “He жалею, не зову, не плачу...”; в “Реквиеме”
А.А. Ахматовой — “царскосельской веселой грешницы” и матери арестованного сына, стоящей с передачей в бесконечных тюремных очередях), внешнего и внутреннего в одном человеке (“Некрасивая девочка” Н.А. Заболоцкого), великого героя истории и ничтожного по сравнению с ним страдающего “маленького человека” (Петр Первый и бедный Евгений в “Медном всаднике”), человеческих и социальных типов (рассуждения Гоголя о “толстых” и “тонких” или о двух типах писателей, приемлемых и не приемлемых обществом), а также целых групп персонажей, принципиально различающихся по своим нравственно-психологическим качествам (в “Войне и мире” простые, безыскусственные и честные люди — Безухов, Ростовы, Марья Дмитриевна Ахросимова — и люди света и карьеры, бездушные и аморальные, от семейства Курагиных до Наполеона) и т.д. вплоть до противопоставления дорогого “севера”, “рязанских раздолий” и южного “Шираза”, роль которого для Есенина сыграл Баку, в стихотворении “Шаганэ ты моя, Шаганэ!..” (цикл “Персидские мотивы”). На антитетичной символике (свет — тьма, любовь — ненависть, холод — жар, полет — падение, радость— страдание и др.) строятся многие стихи А.А. Блока. В частности, символической антитезой начинается поэма “Двенадцать”: “Черный вечер. / Белый снег”.
3. “Композиционная” (сюжетно- или предметно-, а по сути, собственно содержательная, оценочная) антитеза — противопоставление больших (относительно целого) частей текста: идиллической и социально-критической в “Деревне” А.С. Пушкина, патетического вступления и повести о судьбе несчастного мелкого чиновника в его же “Медном всаднике”, сюжетных линий, связанных с Ольгой Ильинской и Агафьей Матвеевной Пшеницыной, в “Обломове” И.А. Гончарова, первого и третьего-четвертого томов “Войны и мира”, где фактически соотнесены две войны: ненужная русскому народу и проигранная кампания 1805 г. и победоносная Отечественная война 1812 г. К этому же виду антитез принадлежит противопоставление перебивающих друг друга временных пластов в романе Ю.В. Трифонова “Старик”: гражданской войны, воспоминаниями и размышлениями о которой живет духовно одинокий состарившийся герой произведения, и в общем равнодушной к нему и к столь важному для него прошлому суетной современности.