КОНФЛИКТ — более или менее острое столкновение между персонажами с их характерами, или между характерами и обстоятельствами, или внутри характера и сознания персонажа либо лирического субъекта: это центральный момент не только эпического и драматического действия, но и лирического переживания. Завязка в сюжете — начало конфликта, развязка — его разрешение. Однако конфликт принадлежит не только сюжету или вообще образному миру, но и содержанию. Разновидности идейно-эстетического содержания — героическое, трагическое, драматическое, комическое — основываются на том или ином типе конфликта.
Большие произведения, как правило, многоконфликтны, но в них есть основной конфликт. Например, в “Тихом Доне” это историческое братоубийственное столкновение масс. Конфликт может значительно эволюционировать, сменяться другим. Так, в первой книге “Петра Первого” А Н. Толстого определяющими являются внутриполитические конфликты, потом центральный конфликт все больше переносится на внешнюю арену, и в третьей книге, писавшейся в 1943—1944 гг. и пронизанной национальнопатриотическими настроениями периода Великой Отечественной войны, Петр Алексеевич (называемый теперь так) не только никого не казнит и не пытает, но отечески заботится о простых людях, защищает их от несправедливых иностранцев (в первой книге иностранцы были в основном положительные) и одерживает с ними славные победы. Старина теперь не страшна, а комична.
Конфликт в литературе не универсален. Его не знают жанры идиллии и эпитафии. Мудрено усмотреть конфликт в стихотворении Пастернака “Когда разгуляется” (1956), пронизанном молитвенным отношением уже пожилого поэта к природе и жизни вообще. Бернард Шоу в эссе “Квинтэссенция ибсенизма” (1891, 1913), опираясь на опыт норвежского драматурга Г. Ибсена, заявил, что в основе современной пьесы должна лежать “дискуссия”. Ее нельзя свести к конфликту. “Драматург видел суть пьесы не в увлекательной фабуле, а в словесных поединках между персонажами по вопросам политики, морали, религии, искусства и т.д., служащих средством выражения авторских убеждений. При этом позиция писателя непосредственно в тексте не формулируется” [13, с. 654]. В XX в. получили развитие философия и эстетика, основанные на понятии диалога. В России это прежде всего труды М.М. Бахтина, где также доказывается излишняя прямолинейность традиционных представлений о всеобщности конфликта.
Конфликт в некоторых случаях принимает вид коллизий — прямых острых столкновений между персонажами, например Гринева и Швабрина, Базарова и Павла Петровича Кирсанова, Аристида Кувалды и купца Петунникова (“Бывшие люди” Горького), профессора Преображенского и Шарикова (“Собачье сердце” Булгакова). Иногда понятие коллизии “подразумевает историч<еский> масштаб, глобальность изображаемых противоречий...” [8, с. 160].