ГЕРОИЧЕСКОЕ, или героика, — эстетическая категория, разновидность возвышенного (наряду с романтикой и трагизмом), в искусстве — один из видов идейно-эстетического содержания, предполагающий мужественные, требующие подвига и самоотверженности поступки индивидуальности или масс во имя высоких целей, позитивных для общества и порой всего человечества.
Первоначально этическая, высокоморальная составляющая в героическом не была обязательной. Древние греки называли словом “герой” сына бога и человека, полубога. Эти незаконнорожденные, включая сильнейшего из них — Геракла, как правило, и совершали наиболее выдающиеся подвиги ради собственной славы. Им наследовали многие западноевропейские рыцари. Герои русских былин чаще выступали защитниками родины, заступниками за слабых. Однако А.С. Пушкин по старинке называл героями завоевателей Карла XII в поэме “Полтава” и Наполеона в “Евгении Онегине”, хотя и прославлял при этом не покорившийся последнему родной город Москву: “He праздник, не приемный дар, / Она готовила пожар / Нетерпеливому герою”. В стихотворении-диалоге “Герой” (1830) Пушкин уже сказал устами Поэта по поводу легенды о том, что Наполеон во время египетского похода посетил чумной госпиталь: “Оставь герою сердце; что же / Он будет без него? Тиран!” Собственный поэтический труд во имя добра он, по сути, считает героическим деянием, которое всегда будет ценимо народом не меньше, а даже больше увековеченных исторических свершений прошлого (“Я памятник себе воздвиг нерукотворный...”, 1836). Раньше героями считались лишь великие государственные мужи, полководцы да наиболее отличившиеся воины. В стихотворении “Бородино” (1837) М.Ю. Лермонтова впервые солдатская масса предстала коллективным героем, впрочем, романтически осмысленным как поколение “богатырей”, противопоставляемое новому, слабому поколению. При этом для рассказчика в “Бородине” будто бы вовсе не существует мотива славы — ни личной, ни общей, — нечто совершенно немыслимое для героев былых веков.
Л.Н. Толстой в “Войне и мире” пошел дальше, утвердил непатетическую, скромную героику, развенчал прославленных участников войны 1812 г., приписал заслуги в деле победы над захватчиками людям незаметным (Тимохину, Денисову, партизану Тихону Щербатому и др.), непритязательным, обиженным вниманием вышестоящих, наконец, вообще народу. Наполеон же предстал антигероем, ибо героическое возвышенно, величественно, а по Толстому, “нет величия там, где нет простоты, добра и правды” (т. 4, ч. 3, гл. XVIII). Писатель счел слово “герой” совершенно дискредитированным и не применил его к Кутузову, наделенному “народным чувством”, но охарактеризовал старого полководца как раз с точки зрения героики в ее новом понимании: “Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история” (т. 4, ч. 4, гл. V).
Советское литературоведение провозглашало социалистический реализм “героическим по преимуществу”. Хватало в нем и трескучей патетики. Ho в “Василии Теркине” (1942—1945) А.Т. Твардовского, романе В.П. Некрасова “В окопах Сталинграда” (1946), “Судьбе человека” (1956) М.А. Шолохова, законченном в 1960 г. романе B.C. Гроссмана “Жизнь и судьба”, лучших произведениях последующей военной прозы, в том числе повести В.П. Астафьева “Пастухи пастушка” (первая редакция — 1971), закрепилась не официальнопатетическая, а восходящая к Л.Н. Толстому непритязательная героика. Говоря о солженицынской Матрене из рассказа 1963 г., солидарный с автором критик В.Я. Лакшин заявлял, что героями людей делает не только разовый подвиг, но и подвижничество, самоотверженная жизнь ради других, доходящая до самозабвения. Это была попытка расширить понятие “героическое” и тем самым защитить подозрительного для литературного официоза писателя. Ho в заключительной трети XX столетия догматические установки в искусстве были существенно потеснены довольно широким спектром других видов идейно-эстетического содержания.
В разговорной речи по традиции, идущей от изобиловавших необычными, сверхординарными событиями эпических и драматических произведений, “героем” называют любой персонаж или же главное действующее лицо. Например, Пушкин представляет читателю Евгения Онегина, именуя его “героем моего романа”.