Шолохов понимал с самого начала, что пишет не просто роман. Во время работы над “Тихим Доном” его настольной книгой была “Война и мир” Л.Н. Толстого, где органически сочетаются противоположные жанровые принципы: романа, в центре которого стоит человеческая индивидуальность в ее взаимоотношениях с другими, и эпопеи, обращенной к общезначимому, к судьбам целых народов. Предмет эпопеи не отдельное интересное происшествие, а основы жизнеустройства, пусть даже подвергаемые жестокой проверке и ломке. Связь событий в ней осуществляется не столько сюжетом, сколько мироощущением, в котором общее преобладает над частным, индивидуальным. И быт, и каждое событие здесь не непременно нужны для чего-то последующего, но важны сами по себе.
В первой части “Тихого Дона” действие разворачивается неторопливо. По романным каноническим меркам необязательны две рыбалки, поездка казаков на лагерные сборы и т.д. Вторая часть (после женитьбы Григория — его уход от Натальи и семьи с Аксиньей в Ягодное к помещикам Листницким и призыв на службу) наиболее “романна”, но и в ней эпизод принесения присяги молодыми казаками, когда сапог жмет ногу Митьке Коршунову и он возвращается из станицы в хутор в чулке, эпизод с бугаем его отца, распоровшим шею кобылице, во многом самоценны. В третьей части выделяется вставной исторический эпизод с официально прославленным казаком Кузьмой Крючковым (Митька Коршунов возникает здесь совершенно случайно, фигурирует еще какой-то Астахов, не Степан, — о нем говорится явно впервые). Другая, романная вставка — дневник Тимофея, любовника Елизаветы Моховой, убитого на войне. Подключение ее к основному действию состоит в том, что этот саморазоблачительный для Тимофея дневник находит, зачем-то обыскивая разлагающийся труп, Григорий Мелехов, но даже не сказано, понял ли полуграмотный казак, что там идет речь о бывшей жительнице его хутора. Дальше не будет надобности ни в Тимофее, ни в Елизавете. Мишка Кошевой в конце четвертой части (книга вторая) чуть не попадает в плен, но благополучно бежит, и на последующий ход действия это событие видимого влияния не оказывает.
Еще в конце третьей части (первой книги), по времени — в ноябре 1914г., Григорий, приехав в отпуск, порываете изменившей ему Аксиньей, а возобновляются их отношения лишь после встречи у Дона в апреле 1919 г., т.е. через четыре с половиной года из десяти, охваченных действием произведения. Описанию этих лет отведены вся вторая книга и большая часть третьей — здесь развитие основного романного действия задерживается событиями эпоса. И в дальнейшем автор уделяет значительное внимание рассказу о событиях исторических, даже если к главным персонажам они не имеют прямого отношения. Евгений Листницкий, став инвалидом, исчезает из романа в начале третьей книги, а в конце четвертой Прохор Зыков сообщает, что он застрелился. «В седьмой части “Тихого Дона” описываются сражения на юге России во второй половине 1919 года и в начале 20-го, — пишет историк С.Н. Семанов. — Здесь идет речь (порой довольно подробно) о стратегических планах сторон, о ходе крупных операций фронтового масштаба и т.п. <...> Правда, в седьмой части почти нет детальной батальной истории, подробностей, столь характерных для изображения в романе боев в Галиции или во время вешенского восстания. И понятно: все главные герои за этот период времени не показаны в боевых операциях: ни Григорий Мелехов, ни Михаил Кошевой, ни другие» [6, с. 61]. Григорий в указанное время воюет в Первой конной, но осваивать еще и эту, во многом самостоятельную, тему Шолохов не стал.
Эпопейная свобода изображаемого жизненного потока все же в основном не подавляет романное начало. Действие “Тихого Дона” и начинается и заканчивается у мелеховского куреня, каждый член большой семьи имеет свою историю. Главный герой в “Тихом Доне”, в отличие от “Войны и мира”, один, претерпевающий и личные невзгоды, и бедствия Первой мировой и Гражданской войн с их последствиями. Никто из персонажей — представителей лагеря красных — с Григорием не сопоставим. Его характер, нравственный облик, его судьба концентрируют в себе очень многое. Показательно, что об основных подвигах Григория на “германской” рассказывается бегло и суммарно, зато спасение им мужа Аксиньи Степана Астахова, который перед тем “до трех раз” сзади стрелял в своего обидчика, показано в подробной и динамичной сцене. Георгиевские кресты получали многие, а этот поступок Григория характеризует только его. Велика и роль единственной настоящей любви героя. Гибель Аксиньи фактически перечеркивает и его жизнь.
Персонажи второго-третьего планов тоже обрисованы как яркие индивидуальности. Их судьбы в конечном счете предопределяют и перспективу народной судьбы. Центральные персонажи целых глав и их комплексов — Петро Мелехов, Евгений Листницкий, Бунчук, Михаил Кошевой, Иван Алексеевич, Митька Коршунов и др. Событие, значимое для многих, может соотноситься с чем-то запомнившимся одному: “У Красного лога, в восьми верстах от хутора Татарского, где когда-то Григорий с женой пахал, где в первый раз признался он Наталье, что не любит ее, — в этот тусклый зимний день на снегу возле глубоких яров спешивались конные сотни, рассыпались цепи, коноводы отводили под прикрытие лошадей” (кн. 3, ч. 6, гл. XXXII). Где пахали, там сейчас будут сражаться (на Дону этого не было два столетия). Где герой признался в нелюбви к жене, там скоро его друг убьет его брата. События, казалось бы, несопоставимые, но оставляющие следы в тяжкой духовной биографии человека, каким-то особенным образом в ней связанные. Романное и эпопейное начала переплетены в “Тихом Доне” почти так же тесно, как и в “Войне и мире”. Однако здесь это единство имеет не идиллический, а трагический характер.