1. Образы героя и врага.
2. Былина как сказание о подвигах героев-богатырей, защитников Руси.
3. Мотивы борьбы с врагами.
Ай он вез-то Соловья да во чисто поле,
Ай он срубил ему да буй ну голову.
Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник»
В произведениях устного народного творчества, как нетрудно догадаться, повествуется о том, что было значимым в жизни народа на определенном этапе его исторического развития. Вероятно, поэтому так многообразны темы, поднимаемые в этих произведениях. Ведь человеку во все времена свойственно стремление к счастью, к справедливости, миру и любви. Однако на пути к самым достойным целям человек нередко сталкивается с препятствиями, история преодоления которых вполне может стать сюжетом для поучительного повествования.
Тема защиты родной страны всегда была одной из самых актуальных для народного творчества, особенно на Руси, подвергавшейся жестоким нашествиям гораздо чаще, чем другие страны Европы. Неудивительно, что исторический опыт борьбы с вражескими полчищами нашел отражение в устном народном творчестве. Однако реальность легенды, сказания, мифа всегда несколько иная, чем реальность событий, легших в их основу. И дело здесь не столько в искажении фактов, сколько в своеобразии творческого переосмысления истории. Кроме того, не следует забывать, что образы героя и врага есть во всех культурах. Герой всегда наделяется чертами сверхличности, будь то полубожественные герои древнегреческого эпоса или богатыри древнерусских былин. Герой, функцией которого является защита более слабых членов общества, одарен огромной силой. Например, Святогора и земля еле выдерживает, а Илья Муромец обрел силу благодаря чудесной помощи странников. Кроме того, силы Ильи Муромца восстанавливаются от соприкосновения с родной землей. Тесно связана с родной землей и мощь богатыря-крестьянина Микулы Селяниновича. Однако не только нечеловеческой силой, но и другими сверхъестественными способностями могут обладать великие герои, такие как богатырь Воль-га Святославич. Он был не только князем, воином, но и волшебником, умеющим принимать облик различных животных.
Еще одна важная черта героев-богатырей заключается в их независимости, чувстве собственного достоинства. Бог — единственный господин героя, а его главная забота — это защита родной земли и народа. Народу, а не князю Владимиру, служит Илья Муромец.
Но с кем же сражаются славные богатыри? Образы чудовищ, противников героя, мы отыщем в былинах практически любого народа. Змей Горыныч, Соловей-разбойник, Идолище Поганое — это образы, воплощающие войну и разрушение. Есть предположения, что они сформировались как фантастическое переосмысление нашествий степных народов. Действительно, легко заметить некоторые параллели. После подобных набегов оставались лишь пепелища — вот огненное дыхание Змея. Множество голов — многочисленность вражеских орд.
Тема защиты Руси ярко и образно отражена в былинах — произведениях устного народного творчества, которые исполнялись особым образом: произносились нараспев под аккомпанемент гуслей. Наиболее известными, пожалуй, являются былины об Илье Муромце, признанном православной церковью святым. Интересно, что сам герой вовсе не рвался к славе и почестям. Его призвание — защищать народ от врагов — находит его внезапно, как Божье озарение. Некоторые из своих подвигов Илья вообще совершает мимоходом. Это, например, победа над вражеским войском у стен Чернигова и пленение Соловья-разбойника. Илья Муромец не ищет «рыцарских приключений», как герои Круглого Стола, потому что его цель не личная слава, а свобода и счастье русских земель. Эта цель для Ильи превыше личных счетов с князем Владимиром, посадивших его в темницу: когда князь просит Илью защитить Русь от Калина-царя, богатырь не только забывает свой гнев на несправедливость князя, но и просит других богатырей выйти на бой с врагами. Не ради князя, а ради Руси, ради веры христианской и ради народа русского.
Фантастическое преломление темы борьбы с врагами Руси можно найти в русских народных сказках. В былинах и сказках в финале добро, как правило, одерживает верх над злом. Эта победа может быть одержана как благодаря силе и отваге героя, так и благодаря его уму и находчивости. В ряде сказок повторяется мотив путешествия трех братьев, которым необходимо преградить путь врагам, трем многоголовым Змеям, переправляющимся ночью по Калинову мосту через речку Смородину. У каждого следующего Змея голов больше, чем у его предшественника. Герой, в одиночку ) (а иногда с помощью верного коня) побеждающий этих чудовищ, во многом похож на былинных богатырей. Мотивы подобных сказок и героических былин нередко перекликаются: семьи погибших Змеев пытаются отомстить герою. Семья Соловья-разбойника пытается избавить своего главу от расправы Ильи Муромца.
Однако не только традиционный эпический герой противостоит злу в произведениях устного народного творчества. Это может быть и ловкач, хитрец, побеждающий благодаря сообразительности и предприимчивости. Примером подобного героя может служить солдат из русской народной сказки «Про глупого Змея и умного солдата». В отличие от былинных героев солдат не кинулся с мечом на Змея, прилетевшего в опустевшую деревню, чтобы съесть последнего ее жителя. Хитрый герой, правда, предлагает Змею помериться силами, заранее предупредив его, что «солдатская сила куда больше», чем у Змея. Однако единоборство солдата и Змея — это лишь демонстрация силы, а не традиционный поединок не на жизнь, а на смерть. Солдат ловко обманывает Змея, сжав в руке вместо камня творог. Согласно условию, сильнее тот, кто сможет выдавить воду из камня. Требуемый эффект налицо: подобным же образом солдат побеждает Змея и в следующем состязании — кто громче свистнет. В конце концов хитрый солдат заставил Змея отвести его домой, да еще так напугал, что Змей убежал без оглядки и «перестал по деревням летать да людей пожирать». Таким образом, солдат в этой сказке тоже выступает как защитник родины, хотя и побеждает Змея иначе, чем это делают богатыри.