Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

Роман «Герой нашего времени», выйдя в свет, вызвал противоречивые суждения среди читателей. Образ Печорина был для них непривычен.

В предисловии Лермонтов дает свое объ­яснение этому: «Отчего же этот характер... не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?»

Таким предисловием Лермонтов сам указал на реалистический подход к глав­ной проблеме своего творчества — про­блеме личности и общества. Признавая вину общества в том, что оно породило Пе­чорина, автор тем не менее не считает, что герой прав.

Центральная задача романа — раскрыть образ Печорина. Уже из самой композиции романа нам становится видна бесцельность его жизни, мелочность и непоследователь­ность его действий. Повести в романе рас­положены не в хронологическом порядке, между ними нет видимой сюжетной связи. Это как бы отрывки жизни. Но в то же время они призваны показать разные черты печоринского характера.

В повести «Тамань» Лермонтов применил метод реалистической романтики — красо­та и свобода вольной жизни контрастируют с обыденностью положения проезжего офицера. «Максим Максимыч» — это как бы конец круга: Печорин оказался в исходной точке, все им исчерпано и испробовано. Глубина внутреннего мира и в то же время отрицательные черты Печорина, мотивы его действий наиболее ярко раскрываются в «Княжне Мери».

У этих повестей есть и еще одна немало­важная функция: показать отчужденность Печорина. Помещая героя в разные усло­вия, в разное окружение, Лермонтов хочет показать, что Печорину они чужды, что ему нет места в жизни, в какой бы обстановке он ни оказался. Порождение общества, Печо­рин в то же время отщепенец, искатель, ли­шенный почвы, поэтому он не подчинен ни традициям, ни моральным нормам той сре­ды, откуда он вышел, так и той, в которую попадает. Того, что он ищет, там нет. Его, подобно лермонтовскому «Парусу», влечет к необычным тревогам и опасностям, так как он полон действенной энергии. Но он на­правляет свою активную волю на заурядные обстоятельства, для которых она становится разрушительной. Превознесение своей во­ли и своих желаний, жажда власти над людь­ми — это проявление разрыва между его стремлением и жизнью, он ищет выход сво­ей невостребованной энергии. Но «чудный мир тревог и битв», который он ищет, не ле­жит в будничной жизни, его там нет.

Есть ли у Печорина цель? Да, он ищет сча­стье. подразумевая под ним «насыщенную

гордость». Наверное, он имеет в виду сла­ву, то есть признание обществом его цен-

ности и ценности его действий. Но его дела мелки, а цели случайны и незначительны. Характерной чертой Печорина является ре­флектирующее сознание, которое возникло в результате разрыва между желаемым и действительным. Наиболее глубоко эта ре­флексия проявляется в «Княжне Мери», в дневнике Печорина. Его характер раскры­вается в разных настроениях и в разных си­туациях. Печорин осмысляет и осуждает свои действия. Он борется не только с дру­гими, но прежде всего с самим собой. В этой внутренней борьбе также заключено единство личности героя, без нее он не был бы таким неординарным характером, борь­ба — потребность его могучей натуры. Сре­ди многих проблем романа есть и такая, как отношения между человеком «естествен­ным» и «цивилизованным». Контраст Печо­рина и горцев помогает нам понять некото­рые черты его характера. Горцы (Бэла, Каз-бич) — натуры цельные, как бы монолитные, и этим они привлекают Печорина. В отличие от них, он раздираем страстями и противо­речиями, хотя неукротимостью своей энер­гии похож на «детей природы».

В повести «Фаталист» также проявляется двойственность и противоречивость Печо­рина, но в другом аспекте — аспекте соот­ношения в нем западного и восточного че­ловека. В споре с Вуличем относительно предопределения он выступает как носи­тель критического мышления Запада.

Печорин сразу задает Вуличу такой во­прос: «Если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля и рассудок?» Слепой вере Вулича он противопоставляет волевой акт, бросившись на казака-убийцу. Но Печорин — человек русский, хотя и европеизированный. Несмотря на свой крити­цизм, он говорит Вуличу, что тот скоро ум­рет, что на его лице есть «странный отпеча­ток неизбежной судьбы». Но «Фаталист» все же отражает действенное мировосприятие Печорина, который хочет восставать против судьбы, играть с жизнью и смертью. В этой повести звучит горечь тоски по великому действию, которая завершает решение все той же задачи раскрытия образа героя.

Печорин являет собой продолжение тради­ции изображения «лишних людей». Понятие «лишних людей» предполагает невозмож­ность включения их в реальную обществен­ную практику, их «социальную ненужность». Этот тип отражает особенности взаимоотно­шений передовой дворянской интеллиген­ции с обществом.

Но Печорин отличается от других «лишних людей» совмещением психологических пе­реживаний. В «Думе» Лермонтов написал: «И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом». Эти сло­ва в полной мере раскрывают нам внутрен­ний мир Печорина. Он герой своего време­ни, но нам не просто любопытно заглянуть в душу героя: проблема личности, поиски смысла жизни, своего места на земле — это вечные вопросы. Поэтому роман «Герой на­шего времени» актуален и сейчас.


Печать Просмотров: 7479