Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

Основа творчества писателя — вдохнове­ние, ниспосланное свыше. И это вдохнове­ние нередко имеет женское начало. Не слу­чайно Муза — женщина. К ее ногам слагают шпаги, во имя женщины совершают подви­ги, ради нее же идут на преступления. Она — красота, которая спасет мир.

В русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. Каждый писатель, изображая свою героиню, стремится пере­дать через нее свое представление о пре­красном. Отношение писателя к своему ге­рою чаще всего раскрывается именно че­рез отношение этого героя к женщине: ему дана Красота, но как сумеет герой обой­тись с тем, что дано ему?

Писатели, изображая в произведениях лучших своих героинь, выражали через них свою жизненную философию. Женщина — источник радости, силы и вдохновения. А о своем поколении Лермонтов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». Эти слова как нельзя лучше раскрывают характер глав­ного героя Печорина и его отношение к женщинам. Их в романе три: Бэла, княж­на Мери и Вера.

Бэла — юная черкешенка, о которой мы узнаем из рассказа Максима Максимыча. Печорин, увидев ее на свадьбе, был пле­нен ее необычной внешностью. Она пока­залась ему воплощением непосредствен­ности, естественности — того, чем не об­ладали знакомые Печорину светские дамы. Его увлекла борьба за Бэлу, но, ког­да все преграды были уничтожены и Бэла с радостью приняла свою судьбу, Печо­рин понял, что он обманулся: «...любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Не следует забывать, что это мнение не автора, а Печорина, который часто и быстро во всем разочаровывался. У Бэлы сильный, цельный характер, в ко­тором есть и твердость, и гордость, и по­стоянство, ведь воспитывалась она в тра­дициях  Кавказа.

Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаем из дневника Печорина, в котором подробно описано «водяное об­щество» Пятигорска, где пребывал герой. Уже при первом упоминании о княжне Ме­ри (в разговоре с Грушницким) проступает ироничный, несколько насмешливый тон повествования. Мери Лиговская совсем молода, хороша собой, неопытна, кокетлива. Она, естест­венно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фатоватости Грушницкого, недопонимает рассчитанности игры Пе­чорина. Ей хочется жить так, как принято в высшем свете, — с некоторым тщеслави­ем, блеском. Мери становится предметом соперничества между Грушницким и Печо­риным. Эта недостойная игра одного губит, другого забавляет. У Печорина, впрочем, есть и своя цель: бывая у Лиговских, он имеет возможность видеть там Веру.

В такой обстановке княжне Мери очень трудно было вести себя естественно, а воз­можно, и проявить свои лучшие качества. Почему Печорину так скучно и одиноко? От­ветить на этот вопрос — значит раскрыть причину его горестей. Печорин — неорди­нарная личность, следовательно, он искал среди женщин ту, которая могла бы цели­ком захватить его душу. Но таковой не бы­ло. И скорее всего задачи Лермонтова в ро­мане были намного шире, чем изображение молодых, неопытных, несчастных девушек, обожженных эгоизмом  Печорина.

Настоящая любовь Печорина показана в набросках. Лермонтов не описал целиком этого чувства. Печорин плакал, когда, за­гнав коня, не догнал Веру. Однако это был всего лишь временный порыв души, но не более. Утром он вновь стал самим собой. Вера — это всего лишь больное прошлое Печорина. Он не испытывал полного счас­тья с ней: ведь она была чужой женой, что, разумеется, больно ранило самолюбие Григория. Нет! Это не для Печорина! Может быть, поэтому, чтобы компенсировать поте­рянное равновесие, он так холоден с юны­ми, влюбленными в него женщинами.

Печорин, ни в коей мере не являясь авто­портретом Лермонтова («Старая и нелепая шутка!» — говорится в предисловии о по­добном толковании), все же бесконечно близок автору в своих оценках, эмоциях, рассуждениях. Это создает особое ощу­щение общности беды и вины автора и его героя. Как и в «Думе», поэт, выражая взгля­ды своего поколения, разделяя его судьбу, понимая общую трагедию общества, яро­стно негодуя, возвышается над общей массой, поднимается над ней — на недо­сягаемые высоты духа.

Лермонтов отрицает свою близость к Пе­чорину, заявляя, что портрет героя состав­лен из пороков всего общества. Однако известно, что отношения Печорина и Ве­ры — это отражение неразделенной любви Лермонтова к Вареньке Бахметьевой, ко­торую он боготворил всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: «У ног других не за­бывал я взор твоих очей, любя других, я лишь страдал любовью прежних дней». Как похож любовный почерк самого Лермонто­ва на почерк Печорина. Лермонтов был красив,  его любили  многие женщины,  но он постоянно возвращался к образу своей любимой.

Жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова посвящено много замечательных книг (напри­мер, книга И. А. Новикова «О душах живых и мертвых»), критических статей и заметок. Если Пушкин является создателем первого реалистического романа в стихах о совре­менности, то Лермонтов — автор первого реалистического романа в прозе. Его произ­ведение отличается той глубиной психо­логического анализа, которая позволила Н. Г. Чернышевскому увидеть именно в Лер­монтове непосредственного предшествен­ника Л. Н. Толстого. И с этим нельзя не со­гласиться: ведь именно у Лермонтова Тол­стой учился приемам раскрытия внутреннего мира персонажей, портретному мастерству. Из творческого опыта Лермонтова исходил и Ф. М. Достоевский, однако раздумья поэта о роли страданий в духовной жизни челове­ка, о раздвоении сознания, о крахе инди­видуализма сильной личности переросли у Достоевского в изображение болезненной напряженности и мучительных страданий ге­роев его произведений.

Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении по­знать истину и достичь абсолютного совер­шенства. Эта тяга к идеалу при осознании несовершенства мира и человека есть уди­вительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта меж­ду раздвоенностью, разобщенностью мира вообще и идеальными устремлениями лич­ности. В этот внешний конфликт романтиз­ма Лермонтов привнес глубочайший внут­ренний конфликт личности, постоянное про­тивоборство разнонаправленных сил — сил добра и зла — в душе человека. Исследова­ние духовного мира бесконечно. И эту бес­конечность открыл русской литературе Ми­хаил Юрьевич Лермонтов.

Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жиз­ненного закона: и добро, и зло находятся не вне человека, а внутри — в его душе. Все внимание Лермонтова сконцентриро­вано на духовном пути героя.

М. Ю. Лермонтов не случайно уделил большое внимание женским образам в сво­ем романе. Ни одна серьезная проблема, тем более проблема героя и времени, не может быть рассмотрена вне прекрасной и лучшей половины человечества, вне ее интересов, переживаний и чувств. Одно из открытий писателя заключалось в крите­рии: расскажите, кто любит этого человека, и я составлю о нем представление. Мне ка­жется, что изображение женских характе­ров в романе придало главному герою и са­мому роману неповторимость и свежесть его восприятия, а также ту гамму пережива­ний, которые глубоко проникают в душу и остаются там надолго.

Печать Просмотров: 18229