Нет ни одного человека в России, кто бы не знал и не любил творчество А.С. Пушкина. Как правило, человек, решивший посвятить себя литературе, делает упор либо на прозу, либо на стихи. У Александра Сергеевича одинаково замечательно получалось писать и то и другое. Пушкин навсегда останется в сердцах у миллионов людей по всему миру.
Первые стихи поэта относятся ко времени начала его обучения в Царскосельском Лицее, а точнее, к 1811 году. Лицей очень сильно повлиял на формирование политических взглядов будущего литературного гения. Пушкина можно смело назвать одним из главных вольнодумцев этого учебного заведения.
Через три года после поступления молодого поэта в Лицей в «Вестнике Европы» было напечатано его стихотворение «К другу стихотворцу». Жанр этого произведения - сатирическое послание. Что касается содержания произведения и его фразеологии, то за образец Пушкин брал сатиры Буало и других замечательных классицистов. Но даже такое стихотворение пронизано собственными переживаниями поэта. Автор утверждает, что стихи должны приносить пользу обществу:
Не тот поэт, кто рифмы плееть умеет
И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать...
Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов,
Певцы бессмертные, и честь и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас...
В 1815 году было написано послание «К Лицинию». Пушкин в нем впервые коснулся вопроса российского «политического быта». Несмотря на то что в стихотворении поэт обращается к Риму, все вопросы обращены к русскому человеку:
О Ромулов народ, скажи, давно ль ты пал?
Кто вас поработил и властью оковал?
Квириты гордые под иго преклонились.
Кому ж, о небеса, кому поработились?
Важнейшая тема гражданской поэзии Пушкина - тема самодержавия, ярким образцом которого является ода «Вольность», написанная в 1817 году. Лирический герой выступает против такой формы правления. Он считает, что такая власть несправедлива: «Везде неправедная власть». Герой не хочет писать любовные стихи, он полон решимости посвятить себя гражданской лирике:
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру...
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.
Лирический герой убежден, что царь, как и обычный человек, должен жить по принятым законам. Как и многие последующие произведения Пушкина, ода «Вольность» не лишена исторической темы. Поэт говорит о ненавистных им самодержцах: Наполеоне, «мученике ошибок славных», Людовике XVI, «увенчанном злодее», и Павле I. Все стихотворение пропитано призывами и угрозами:
Тираны мира! Трепещите!
А вы мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Такие обращения к «тиранам» и «рабам» усиливают накал страстей в стихотворении.
Ода «Вольность» написана в основном по классицистическим законам. Это видно и в художественной форме, и в тематике произведения.
Лирический герой искренне верит в то, что мир изменится к лучшему и самодержцы последующих времен будут умнее, чем правители XIX века. Люди, по его мнению, должны жить по законам просвещенного разума:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Стихотворение А.С. Пушкина «Деревня», написанное в 1819 году, так же как и ода «Вольность», направлено на восхваление идей Просвещения. Композиция основана на приеме антитезы. Первую часть можно назвать идиллией, а вторую - обличением. В стихотворении противопоставляются два разных образа: с одной стороны, красота природы, с другой - греховность человеческой души.
Пушкин свято верит, что социальное зло можно устранить. Теперь автор выступает не за отмену самодержавия, а за его ограниченность. Любой человек, в том числе и царь, должен подчиняться общим законам. По мнению Пушкина, если ситуация не изменится, то ничто не сможет спасти народ:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари...
Конец произведения несколько противоречив. Лирический герой продолжает надеяться на перемены в поведении правителя-самодержца, но одновременно сомневается в этом:
Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над Отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Стихотворение «Стансы» относится к ряду произведений, посвященных прославлению идей Просвещения. Пушкин по-прежнему пишет о своих надеждах на изменение положения монарха.
Произведение посвящено приходу к власти Николая I. Здесь Пушкин следует традициям своего предшественника Ломоносова, который в свое время занимался «поучением» императрицы Елизаветы. В своем стихотворении поэт советует молодому императору брать пример с другого монарха - Петра I. Последние строки посвящены просьбе о помиловании декабристов:
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.
Еще одно произведение, посвященное теме самодержавия, — «К Чаадаеву» - написано через год после оды:
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Стихотворение имеет необычную форму построения: одна большая строфа с неодинаковой рифмовкой. Идейное новаторство Пушкина в том, что послание говорит о различении понятий «власть» и «Родина»:
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
При первом прочтении послания создается впечатление, что Пушкин обращается с призывом к одному человеку - Чаадаеву, но на самом деле оно адресовано целому кругу единомышленников. Если внимательно посмотреть, Пушкин использует местоимения во множественном числе - «нас», «мы», «наши».
В послании «К Чаадаеву» автор использует большое количество ярких эпитетов: «роковая власть», «святая вольность», «прекрасные порывы»; метафор: «но в нас горит еще желанье», «на обломках самовластья»; а также сравнений:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Для Пушкина очень важно соединение личной и общественной свободы. Как видно из приведенного отрывка, для поэта любовь к женщине заменена любовью к Родине.
У А.С. Пушкина множество произведений, посвященных гражданской тематике. Он творил в этом ключе до конца жизни. В его лирике отражены не только личные мысли и переживания, но и мнение всего русского общества.