Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

Каждый литературный герой — всегда час­тичка души своего творца. Любой писатель вкладывает в него свои взгляды, убеждения, идеалы. И каждый герой неизменно отражает черты своей эпохи и своего окружения, живет согласно с ним или выпадает из общеприня­тых схем социального поведения. Так, в ро­мане Пушкина «Евгений Онегин» главный ге­рой — молодой человек 20-х годов XIX столе­тия: умный, образованный, принадлежащий к высшей аристократии, но неудовлетворен­ный существующей действительностью, по­тративший лучшие годы своей жизни на бес­смысленное, бесцельное существование. Появление такого образа вызвало в тогдаш­нем обществе и литературных кругах целую бурю страстей. Не успели еще они утихнуть, как на свет явился новый герой, но уже пред­ставитель следующего десятилетия — Григо­рий Печорин из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

И опять судьба трагическая, неординар­ная. Страстное стремление героев понять смысл жизни, поиски истины, с одной сто­роны, и бесцельное, паразитическое суще­ствование, с другой стороны, — это траги­ческий разлад мечты и действительности. Вслед за ними в литературе появляется це­лая галерея героев своего времени: турге­невский Базаров, натура совершенно про­тивоположная Онегину и Печорину, Андрей Болконский и Пьер Безухов — лучшие пред­ставители передового дворянства из рома­на Льва Толстого «Война и мир».

Почему же до сих пор споры об Онегине и Печорине актуальны, ведь образ жизни в настоящее время совершенно другой, другие идеалы, цели, мечты. На мой взгляд, ответ на этот вопрос очень прост: смысл че­ловеческого существования важен для всех, независимо от того, в какое время мы жи­вем, о чем думаем и мечтаем.

Центральная часть романа — «Дневник Пе­чорина» — отличается углубленным психо­логическим анализом. Впервые в русской литературе появляется такое беспощадное обнажение героем своей личности. Свои пе­реживания он анализирует со «строгостью судьи и гражданина». Печорин говорит: «Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого ро­да чувства кипят в груди моей». Привычка к самоанализу дополняется навыками бес­престанного наблюдения за окружающи­ми. В сущности, все отношения Печорина с людьми являются своеобразными психоло­гическими экспериментами, которые инте­ресуют героя своей сложностью и на время развлекают. Такова история с Бэлой, исто­рия победы над Мери. Похожей была психо­логическая «игра» с Грушницким, которого Печорин попросту дурачит. Печорин рассуж­дает о том, что «честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а счастье — всего лишь напыщенная гордость».

Если А. С. Пушкина принято считать создате­лем первого реалистического стихотворного романа о современности, то Лермонтов явля­ется автором первого социально-психологиче­ского романа в прозе. Его произведение отли­чается глубиной анализа психологического восприятия мира. Изображая свою эпоху, Лер­монтов подвергает ее глубокому критическому анализу, раскрывает все недостатки своего поколения: холодность сердец, эгоизм, безде­ятельность.

Реализм «Героя нашего времени» во мно­гом отличен от реализма пушкинского ро­мана. Отодвигая в сторону бытовые элемен­ты, историю жизни героев, Лермонтов со­средоточивает внимание на их внутреннем мире, подробно раскрывая мотивы, побу­дившие того или иного героя на какие-либо поступки. Автор раскрывает чувства героев с такой глубиной, проникновенностью и детализированностью, которой еще не знала литература его времени.

Мятежная натура Пёчорина отказывается от радостей и душевного спокойствия. Этот герой вечно «просит бури». Это страстная, мыслящая натура, слишком свободная, что­бы довольствоваться малым и не требовать от мира больших чувств, событий, ощуще­ний. Самоанализ необходим ему, чтобы верно соотнести свою судьбу и предназна­чение с настоящей жизнью, чтобы понять свое место в этом мире. Отсутствие убеж­дений — настоящая трагедия для героя и его поколения.

В «Журнале Печорина» открывается жи­вая, сложная, богатая аналитическая работа разума. Главный герой — фигура во многом типичная, что показывает нам, что в России существовала думающая молодежь, кото­рая была трагически одинока. Печорин при­числяет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убеждений. Он го­ворит: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Эта же мысль повторяется у Лермонтова в стихо­творении «Дума»:

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Решая нравственную проблему цели жиз­ни, главный герой произведения не смог най­ти применения своим способностям. «Зачем я жил? Для какой цели я родился... А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные», — пи­шет он. В этой неудовлетворенности собой и лежат истоки отношения Печорина к окру­жающим людям. Он равнодушен к их пережи­ваниям, поэтому он, не задумываясь, ковер­кает чужие судьбы. Пушкин писал о таких мо­лодых людях: «Двуногих тварей миллионы, для них название одно».

Пользуясь пушкинскими словами, о Печо­рине можно сказать, что в его взглядах на жизнь «отразился век, и современный чело­век изображен довольно верно, с его без­нравственной душой, себялюбивой и су­хой». Таким увидел свое поколение Лер­монтов.

Печать Просмотров: 15971