Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

Белинский писал, что поэзия Пушкина есть поэзия созерцательная, которая признает настоящее положение мира «если не всегда утешительным, то всегда необходимо-разумным». Муза поэта «умеет глубоко страдать от диссонансов и противоречий жизни, но она смотрит на них с каким-то самоотрицанием, ...как бы признавая их роковую неизбежность и не нося в душе своей идеала лучшей действительности и веры в возможность его осуществления». Это свойство пушкинской поэзии особенно ярко проявляется в философской лирике Пушкина.

Здесь вспоминается стихотворение «Если жизнь тебя обманет», которое в этом отношении почти декларативно. Поэт принимает жизнь такой, какая она есть, ничего не отрицая и не пытаясь бунтовать:

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.


Конечные строки стихотворения заключают в себе наивысшую поэтическую мудрость: устремляясь в будущее, мы часто не ценим настоящего, но это настоящее становится прошлым, куда мы возвращаемся снова и снова, потому-то прошлое так дорого человеческому сердцу:

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.


Мотив времени пронизывает и другое пушкинское стихотворение — «Вновь я посетил». Оно было написано в Михайловском в 1835 году. Жуковский опубликовал стихотворение в V томе «Современника» под произвольным названием «Отрывок» уже после смерти поэта.

Это стихотворение о Михайловском, где поэт провел «изгнанником два года незаметных». И уже в начале здесь звучит мотив быстротечности времени, «общего закона», которому покорен человек:

Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я...


Однако знакомый «уголок земли», его природа, мерный, однообразный ритм жизни — все это, казалось бы, неподвластно времени. На первый взгляд, в Михайловском все осталось по-прежнему. С легкой грустью вспоминая о прошлом, поэт узнает знакомые места: «опальный домик», где жил «с бедной нянею», «холм лесистый», «озеро» с «отлогими брегами», «мельница», «нивы златые», «три сосны». Здесь у Пушкина как бы сливаются два времени — прошлое и настоящее. Все реалии настоящего существуют еще и в прошлом — в сознании поэта, в его благодарной памяти.

Здесь же возникает едва ощутимый мотив смерти, бренности человеческого бытия. «Опальный домик» поэта одинок: «бедной няни» уже нет в живых, не слышно больше ее «шагов тяжелых».

Таким образом, тема «общего закона бытия» и тема «вечной жизни природы» как будто противоборствуют на протяжении всей данной части стихотворения: подчиняясь ходу времени, изменился сам поэт, уже нет няни, но знакомый «уголок земли», кажется, не только неподвластен времени, но застыл в неподвижности: «Минувшее меня объемлет живо». Прошлое, «минувшее» оказывается «живо» в настоящем. «Минувшее» в точности такое же, как и ранее, пока поэт не замечает здесь никаких изменений.

Синея, «стелется широко» озеро, рыбак неизменно тянет за собой «убогий невод», за деревнями «скривилась мельница», в «гору подымается дорога», три сосны «стоят по одаль» — все эти картины совпадают и в воспоминаниях поэта, и в его новом впечатлении. Но вот, проезжая мимо трех старых сосен, он отмечает изменения в природном мире:

...Они все те же,
Все тот же их, знакомый уху, шорох

Но около корней их устарелых

(Где некогда все было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья; кусты теснятся

Под сенью их, как дети...

Здесь мотив противостояния человека и природы внезапно приглушается, а затем незаметно переходит в противоположный — мотив единства человека и природы. Природа, как и человек, подвержена влиянию времени. Человек осознается здесь частицей природы, живущей по тем же законам. Возле старых корней могучих сосен молодые «кусты теснятся», «как дети». В этом видится поэту величайшая мудрость вечного обновления жизни, вечного торжества юности. Здесь возникает мотив будущего, «младого, незнакомого племени»:

 

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст...
Но пусть мой внук.
Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

Темы прошлого, настоящего и будущего сливаются в финале стихотворения.

Стихотворение написано безрифменным пятистопным ямбом, который создает особую разговорную интонацию. Композиционно произведение делится на две части. Первая часть — это воспоминания поэта о прошлом. Вторая часть — мысли его о будущем. Композиция стихотворения нашла свое отражение в языковых средствах. Как отмечает Я. Л. Левкович, в первой части (первые три тирады) мы находим множество глаголов в форме прошедшего времени: «провел», «переменилось», «бродил», «жил», «сиживал». Во второй части употреблены глаголы в форме будущего времени: «увижу», «перерастешь», «услышит», «пройдет», «вспомянет». В стихотворении можем отметить точные, уместные эпитеты («опальный домик», «шагов ее тяжелых», «кропотливого ее дозора», «убогий невод», «нив златых», «пажитей зеленых»), метафоры («Зеленая семья; кусты теснятся Под сенью их, как дети»). Лексика стихотворения разнообразна: здесь есть слова и разговорно-бытового, «низкого» стиля («насилу», «сиживал», «вспомянет»), и «высокого» стиля («объемлет», «под сенью»), и славянизмы («по брегам», «младая», «главу»). В сложных предложениях часто встречаем тире, подчеркивающее контрастное сравнение прошлого и настоящего, В стихотворении есть аллитерации и ассонансы: «вечор еще бродил Я в этих рощах», «Знакомым шумом шорох их вершин», «ворочая при ветре».

С мотивом прошлого и будущего неразрывно связана и тема соседства жизни и смерти в пушкинских стихотворениях («Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит», «Когда за городом задумчив я брожу», «Два чувства дивно близки нам»). Характерно, что эти, казалось бы, полярные понятия не противопоставлены у поэта, а лишь взаимно дополняют друг друга. Сам мотив бренности человеческого существования звучит у Пушкина необыкновенно жизнеутверждающе:

Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу —

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,

По воле бога самого,

Самостоянье человека

И все величие его.

Нельзя сказать, что все пушкинские размышления всегда так светлы и оптимистичны. Чувства безысходности, тоски и отчаяния нередко овладевали поэтом, и тогда появлялись неразрешимые вопросы: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» В такие минуты жизнь казалась поэту тоскливо-однообразной: «На свете счастья нет, но есть покой и воля», «Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум».

Иногда эти настроения сливаются у Пушкина с демоническими мотивами. И связь эта очень естественна. Как уже было отмечено выше, презрительное или насмешливое отношение к жизни было совершенно чуждо пушкинскому сознанию. Какое либо духовное диктаторство было совершенно неприемлемым для него. Размышляя о человеческих отношениях, о собственной жизни, о любви или дружбе, поэт «ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословлением...».

Поэтому Пушкин как будто отделяет себя от собственных чувств тоски и угнетенности духа, от гнева и досады на судьбу. И появление демона здесь очень естественно:

Часы надежд и наслаждений

Тоской внезапной осеня,

Тогда какой-то злобный гений

Стал тайно навещать меня.
( «Демон» )

 

Причем мироощущение демона полностью противоположно мироощущению самого поэта:

Он звал прекрасное мечтою;

Он вдохновенье презирал;

Не верил он любви, свободе,

На жизнь насмешливо глядел

И ничего во всей природе

Благословить он не хотел.

Демонические образы поэт создает и в стихотворении «Бесы», написанном в 1830 году. История создания стихотворения не прояснена в литературоведении. Известно, что незадолго до написания «Бесов» поэт перечитывал «Ад» Данте. Пушкин рисует здесь традиционный в литературе «бесовский пейзаж»: ночная дорога, метель, вьюга, освещаемая светом луны, тучи, мчащиеся на фоне мутного неба, неведомые равнины. Герой и ямщик сбиваются с пути, их охватывает страх и тревога. Внезапно они видят беса, который неуловим и вездесущ: толкает «одичалого коня», «дует» на заблудившегося путника, сверкает «искрой малой» во тьме пустой. Затем «бесовство» в стихотворении как будто разрастается: бесы уже мчатся «рой за роем в беспредельной вышине». В. А. Грехнев отмечает, что бесы у Пушкина «бесконечны», как бесконечно неисчерпаемое в мире зло. Именно это, по мнению исследователя, обусловило чувство лирического героя — его надрывную тоску, какое-то щемящее чувство безысходности.

Все стихотворение построено на «непрерывном нарастании беспокойства и страха» в душе лирического героя. Мрачный, страшный пейзаж здесь становится своеобразным рефреном:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Так начинается стихотворение, так же оно и заканчивается. Однако в финале чувства героя становятся иными: его страх переходит в бесконечную тоску, чувство безысходности. В «Бесах» использованы емкие, эмоциональные эпитеты («мутно небо, ночь мутна», «средь неведомых равнин», «одичалого коня», «кони чуткие», «в беспредельной вышине», «визгом жалобным и воем»), повторы, подчеркивающие монотонность и однообразие зимнего пути и одновременно нарастающий страх героя («еду, еду», колокольчик «дин-дин-дин», «страшно, страшно», «вон, вон»), олицетворения («вьюга злится, вьюга плачет»), метафора («Вьюга мне слипает очи»). Лексика стихотворения разнообразна: здесь мы находим слова разговорно-бытового стиля («поневоле», «нет мочи», «Хоть убей, следа не видно»), «высокого» стиля («очи», «далече»).

Таким образом, человек в пушкинской лирике принимает мир таким, какой он есть, не пытаясь что-либо изменить в нем. Единственная возможность изменения мира — это изменение самого человека, его ума и души. «Решительно никто из русских поэтов не стяжал такого неоспоримого права быть воспитателем и юных, и возмужалых, и даже старых, ... потому что мы не знаем на Руси более нравственного... поэта, как Пушкин», — писал Белинский.

Печать Просмотров: 30678