Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

Именем М. Ю. Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Чтобы правильно понять характер поэта, необходимо знать полити­ческую обстановку, сложившуюся в России в 30-е годы XIX века, так как она оказала большое влияние на формирование Лермонтова как человека. Нико­лай I, расправившийся жестоко с декабристами, старался с корнем вырвать их идеи. Молодое поко­ление не могло выступить против царского режи­ма, но, несмотря на реакцию, лучшие люди 30-х го­дов продолжали бороться, и среди них первым был молодой поэт. Мотивы избранничества и жертвен­ности звучат почти во всех стихах Лермонтова, эту же тему он раскрывает и в «Герое нашего време­ни». Как часто и в лирике поэта, и в раздумьях его героя мы встречаем печальное признание того что люди их поколения — это тощие плоды, до времени созревшие, которые не радуют глаз. Мы говорим, что Печорин во многом типичный человек 30-х го­дов XIX века — значит, и в Лермонтове есть что-то от Печорина. Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает жизнь, с лермонтовскими словами: «Но судьбу я и мир презираю»! Безуслов­но, в «Герое нашего времени» мы так явственно слышим голос автора.

Печорин — это плод воображения самого авто­ра, и как любой творец, Лермонтов волей или не­волей через своего героя выражает свои сокро­венные мысли, свою жизненную позицию, если даже создает образ, далекий от своего мироощу­щения.

Что же общего у Лермонтова с его героем Пе­чориным? Несомненно, что они были близки, ведь им пришлось жить в невероятно трудное и тяжелое время. Они жили в эпоху «безвреме­нья», породившую страшную болезнь, суть кото­рой состояла в том, что в условиях самодержав­но-полицейского государства «силы необъят­ные», дремавшие в молодом поколении, не могли найти себе достойного применения. Люди, ода­ренные от природы умом и волей живой, и свое­нравной головой, и сердцем, «пламенным и неж­ным», остро переживали эту трагедию. В раз­мышлениях Печорина навязчиво звучит мотив человека, прикованного к чиновничьему столу, вынужденного весь век оставаться титулярным советником. Вспомним, что уже в ранних стихах Лермонтова слышатся горькие жалобы на жизнь, «где стонет человек от рабства и цепей», а в зре­лые годы поэт вкладывает в уста бывалого солда­та, рассказывающего о героизме русских воинов при Бородине, горький упрек: «Богатыри — не вы», обращенный к сверстникам поэта. О них, о своих современниках Лермонтов писал:

Печально я гляжу на наше поколенье:

Его грядущее иль пусто, иль темно.

Меж тем, под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарится оно.

Лермонтов доказал, что он имеет право упре­кать свое поколение в бездействии, изобразив главного героя типичным представителем тех юношей, которые сначала вступили в конфликт с обществом, а потом уже и не пытались бороться против установившегося порядка.

Рисуя портрет Печорина, Лермонтов невольно в общих чертах изобразил себя. Иван Тургенев в своих литературных воспоминаниях о поэте пишет: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрачной и недоброй си­лой, задумчивой прозрительностью и страстью ве­яло от его лица, от его больших, неподвижно-тем­ных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовы­вался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ». Почти такое же выражение бы­ло и у Печорина. Несоответствие глаз и рта — осо­бенность его внешнего облика.

Лермонтов, конечно, значительнее своего ге­роя. Тургенев верно разгадал причины тяжкой гру­сти, томившей поэта: «Внутренне Лермонтов ску­чал глубоко: он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба». Печорин тоже скучает в светском обществе, оно его даже не забавляет. В чем суть трагедии Лермонтова и Печорина? Мне кажется, эту мысль хорошо выразил Герцен; он писал в своей книге «О развитии революционных идей в России»: «Нам дают обширное образова­ние, нам прививают желания, стремления, страда­ния современного мира и нам кричат: «Оставай­тесь рабами, немыми, бездеятельными, или вы погибли». Тот же крик души содержится и в стихо­творении Лермонтова «Монолог»: «К чему глубо­кие познанья, жажда славы, талант и пылкая лю­бовь свободы, когда мы их употребить не мо­жем?.. И нам горька остылой жизни чаша, и уж ничто души не веселит».

В статьях о Лермонтове, написанных после его смерти, много говорилось о его «демонизме», о то­ске, о печали, об отчаянии одинокой души. Тако­вым был и Печорин. Что-то демоническое и роко­вое ощущается в его натуре. Он несчастен, и сам приносит людям несчастье — это как заразная бо­лезнь, от которой никуда не уйти. Печориных было большинство в молодом поколении 30-х годов, од­нако мы не можем причислить к их числу самого Лермонтова. Лермонтов прошел через исключение из университета, его волю не сломили две ссылки, и лучшее доказательство этому — смелость, с ко­торой он бросал в лицо «свободы гения и славы па­лачей» свои стихи, наполненные злостью и горе­чью, и мужество, которое нужно было для создания «Героя нашего времени».

Николай I писал жене о книге Лермонтова: «По моему убеждению, это жалкая книга, обнаружива­ющая большую испорченность ее автора». Реакци­онные круги поспешили очернить поэта, заявив, что он в Печорине изобразил самого себя. Лер­монтову это было крайне неприятно. В предисло­вии к роману он язвительно высмеял попытки по­ставить знак равенства между автором и его геро­ем. Поэт подчеркнул, что в образе Печорина дан не портрет одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения.

Однако, на мой взгляд, роман все-таки отчасти автобиографичен. Новиков, исследовавший жизнь Пушкина и Лермонтова, пишет в своей повести «О душах живых и мертвых» о том, что прообразом Веры из «Героя нашего времени» послужила Ва­ренька Бахметьева, которую Лермонтов страстно любил, а ее муж Бахметьев (старый ревматик) — прообраз мужа Веры.

Что давало Лермонтову силу, что помогало ему стать великим поэтом и писателем? Ведь одного, даже огромного, таланта мало для этого. Силу эту черпал он в родной земле, в своей «странной любви» в Родине. Если в дневнике Печорина, рас­сказывающем о его мыслях и чувствах за доволь­но долгий промежуток времени, нет и слова о России, то все мысли и стихи Лермонтова проник­нуты любовью к ней, чувством внутренней связи с народом. Эта высокая любовь озарила короткую жизнь Лермонтова, сделала его великим. Среди унылой толпы Печориных, прошедших без следа, «не бросивши векам ни мысли плодовитой...», нет М. Ю. Лермонтова. И если Печорин был жертвой своего времени, то Лермонтов — настоящим его героем.

Печать Просмотров: 19746