В истории мирового романа Ф. М. Достоевскому принадлежит одно из первых мест. В литературу он вошел как гениальный художник-гуманист, исследователь человеческой души. Все романы Достоевского — социально-философские. В них он ищет ответы на мучающие его вопросы, затрагивает очень значимые проблемы, над которыми, читая романы, невольно задумываешься, пытаешься найти решение. Роман Достоевского «Преступление и наказание» — один из самых сложных, наверное, во всей русской литературе. Его еще называют «петербургским романом». Петербург — это один из героев, который постоянно присутствует в произведениях писателя. Достоевский рисует трущобы Петербурга: многочисленные распивочные, пьяных, голодных, потерявших смысл жизни людей, которые нередко кончают с собой, не выдержав невыносимых условий существования.
Помимо Достоевского, образ Петербурга в своих произведениях создавали и его предшественники: Пушкин, Гоголь, Некрасов. В пушкинском творчестве представлены чуть ли не все литературные жанры: сонеты и элегии, оды и послания, поэмы и сказки, роман в стихах и повесть в стихах, маленькие повести и трагедии, драмы. На всем этом богатом наследии оставленном Пушкиным, выросла, возмужала русская литература. И в каждом из этих жанров — ломка устаревших канонов, смелое новаторство. И, естественно, что Пушкин не мог оставить в стороне образ Петербурга, который он любил и которым восхищался. Петербург в начале XIX века был одним из красивейших городов Европы. Его величавую и строгую красоту воспел Пушкин в «Медном всаднике».
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный...
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия...
В этом произведении Пушкин показал «Петра творенье» во всей его красе, но в то же время отразил его двойственность, можно сказать двуликость. Это как бы две стороны одной медали. Пушкинский Петербург, представший перед нами, — это нарядная столица огромной империи, овеянная историческими преданиями, сосредоточившая в себе всю мощь страны и всю власть над ней.
Вслед за Пушкиным в литературу вошел один из крупнейших художников-реалистов — Н. В. Гоголь. Его также волновал образ Петербурга. Ему принадлежит цикл повестей, объединенных одним названием — «петербургских». Гоголь углубляет в своих произведениях тему двуликости «града Петрова». Петербург Гоголя — это город владельцев «роскошных палат» и город жалких лачуг, в которых селились нищие художники, бедные чиновники и ремесленники. И эти два Петербурга Гоголь сопоставляет и сталкивает между собою. Так, в повести «Невский проспект» мы встретим чиновников с их женами, вышедшими на прогулку, но во всей этой толпе не увидим ни одного человеческого лица, а вместо них «бакенбарды... пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь или уголь...», усы «никаким пером, никакой кистью не изобразимые», тысячи шляпок и платьев. Мы увидим выставку туалетов, искусственные ненатуральные улыбки и поймем, как пусты, ничтожны и низменны все эти люди — высшие круги столичного общества. За маскарадом туалетов, платьев скрывается нечто низменное, безобразное и бездушное. И среди этого всего блеска проносящихся карет Гоголь рисует образ молодого художника Пескарева, ищущего везде прекрасное. Однако он не выдерживает столкновения с ложью и лицемерием, с грязной действительностью и погибает. В повести «Шинель» Гоголь показывает, до чего калечит душу и опустошает ее мир чинопочитания и денег, как глухи люди к чужому страданию в этом ужасном, жестоком мире чинов. В гоголевском Петербурге мы уже не видим того «Петра творенья», которое воспел Пушкин. Перед нами город лицемерия и лжи, где главное не человеческие качества, а деньги и изысканность внешности.
Н. А. Некрасов продолжил традиции Гоголя-реалиста. Его проза разная по жанрам и стилевым особенностям. В своем произведении «Петербургские углы», которое он опубликовал в альманахе «Физиология Петербурга», Некрасов сосредоточил внимание на столичном «дне». Здесь «натура» говорит сама за себя, а это не только убогие квартиры, но и сами жильцы, хозяйки. Некрасов показывает бессмысленность и бесчеловечность жизни в «петербургских углах».
Петербург Достоевского — это уже далеко не пушкинский город, это город с нечистыми переулками, мрачными доходными домами, темными дворами. Конечно, Достоевский не мог забыть о дворцах знати, созданных известными зодчими, о прелестных парках, просто герои его романов были далеки от этого великолепия. Обитатели убогих квартир и углов в трущобах Петербурга с опаской проходили мимо роскошных домов, сторонились Невского проспекта, они не видели красоты пушкинского города.
В «Преступлении и наказании» Петербург является своеобразным героем, действующим лицом, городом, который душит, уничтожает все лучшее в человеке, внушает безумные идеи. Вот, например, как воспринимает летний Петербург Раскольников, главный герой романа: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу...»
Раскольников стесняется своих лохмотьев, избегает встреч со знакомыми на улице, он задолжал хозяйке и старается не видеть ее лишний раз, чтобы избежать ругани и крика. Комната его похожа на душный шкаф. Многие живут еще хуже, чем Раскольников, хотя если задуматься, то приходит мысль — люди живут не только в душных комнатах трущобного Петербурга, но и во внутренней духоте, теряя человеческий облик.
Образ Алены Ивановны, старухи-процентщицы, постоянно присутствует в больных грезах Раскольникова. «Маленькая и гаденькая», она бьет свою сестру Лизавету, находящуюся от нее в зависимости. Она скупа и дает гроши за вещи, принесенные в заклад. Берет огромные проценты с людей, пользуясь их безвыходным положением.
В романе очень четко отразились социальные противоречия, царившие в обществе во второй половине XIX века. Между дворянством и народом, по мнению Достоевского, лежит огромная пропасть. Это вызвано нежеланием «верхов» что-нибудь изменить в общественном устройстве. Достоевский, показывая невероятно тяжелую жизнь низов, все-таки отвергает революционный путь переустройства общества. Главное в творчестве Достоевского, несмотря на его заблуждения, — это та жестокая правда, которую писатель показал своим современникам.
Петербург Достоевского — это город, толкающий на смерть, на убийства других и самих себя. Например, женщина «с желтым, продолговатым испитым лицом и красноватыми впавшими глазами» вдруг бросается в воду, Соня Мармеладова, которая пошла «по желтому билету», Раскольников, убивший старуху-процентщицу, и тут же Лужины, толкающие на гибель совестливых и беспомощных Мармеладовых, ведущие к медленному убийству людей, к отказу от добра и света в их душах. Петербург Достоевского безжалостен и жесток к «униженным и оскорбленным». Улицы города грязны, но дома, в которых живут герои, не лучше. Мы видим «грязные и вонючие» дворы, темные лестницы — «узенькие, крутые и все в помоях», комнаты, похожие на гробы. Ощущение безвыходности из всего этого окружает и Раскольникова, и Соню, и многих других, толкая одних на убийство, других на бесчеловечный акт купли-продажи.
Петербург Достоевского — это город, несущий только горе. И что могут сделать те, кто живет в таком Петербурге, что они могут сделать против владельцев «роскошных палат»? И Достоевский, будучи писателем-психологом, пытается найти ответ на этот и другие вопросы, волнующие его. Пытаясь понять жизнь столичного «дна», мир «униженных и оскорбленных», мир «бедных людей», он выступает против порядков общества, ведущих и толкающих этих людей на гибель, на разврат и убийства. И поэтому Петербург Достоевского может быть лишь жестоким и безжалостным.