Играть и прыгать не хотела...Пушкин рассказывает не столько о том, какой была Татьяна, сколько о том, какой она была необычной. В Татьяне все свое, все необычное, не похожа она ни на девиц из романов, ни на свою сестрицу Ольгу и ее подруг.
В пушкинской же прозе характеры людей раскрываются в поступках, в действии. Читатель познает внутренний мир героев, наблюдая их поведение, конфликт с обществом, отношения с другими людьми.
У Лермонтова задача иная: понять «историю души человеческой», заглянуть в эту душу так глубоко, как никто до него не заглядывал. Все подчинено этой задаче: композиция романа и подбор героев, описания природы и диалоги. Выполнению этой же задачи сложит портрет Печорина - первый психологический портрет в русской литературе.
«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными...»
Лермонтов начинает с того же, с чего любил начинать свои портреты Пушкин: рост, сложение. Ho для Лермонтова важно не «живописное» впечатление от Печорина, а те особенности его внешности, которые помогают понять характер, психологию. С первого взгляда в Печорине угадывается сильный человек, сильный как физически так и душевно.
От роста и сложения Лермонтов, как и Пушкин, переходит к одежде: «пыльный бархатный сюртучок», «ослепительно-чистое белье, изобличавшие привычки порядочного человека»; «запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке...»
В этом описании сразу бросается в глаза несоответствие аристократического облика Печорина тому дорожному одеянию, в котором мы его видим. Маленькие руки, бледные пальцы, ослепительно чистое белье — все это признаки аристократа, человека «порядочного». Описывая Печорина, Лермонтов обозначает этим словом социальную принадлежность своего героя к аристократии:
Рядовой аристократ вместо того, чтобы блистать в гостиных, сидит на скамье у ворот грязной гостиницы и, зевая, ждет, когда наконец заложат его лошадей. Зачем он здесь? Почему? Естественно возникают эти вопросы. Какая-то противоречивость бросается в глаза сразу. Во всем, что мы прочтем дальше, это ощущение противоречивости усилится.
«Его походка была небрежна и ленива, но... он не размахивал руками, - верный признак скрытности характера... Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки...»
Небрежность и сдержанность. Стройность, прямизна стана и расслабленность. Отметив сначала широкие плечи и крепкое сложение Печорина, Лермонтов теперь находит в его позе «нервическую слабость» и даже что-то женственное.
Вспомним еще раз точные живописные пушкинские портреты: в них нет и не может быть психологических оттенков, какие мы видим в портрете Печорина. Пушкин описывает внешность героя. Лермонтов через внешность показывает психологию, характер, душу. Этому научились у него Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой - те великие писатели, которых мы называем классиками.
А как выразительны и тонки портретные характеристики героев Гоголя! Очень показательна такая деталь портрета его персонажей, как глаза, описание глаз. Дело в том, что глаза - наиболее яркое воплощение духовности, существующей, по определению Гегеля, как «внутреннее начало, испускающее из себя лучи света».
У Гоголя контраст живого и мертвого, омертвление живого часто обозначается именно описанием глаз. С одной стороны, «небесные глаза» красавицы в сновидении Пискарева в «Невском проспекте». Одушевлены и глаза поселянина в «Главе из исторического романа»: «Огонь вылетал из небольших карих глаз, и в огне этом высвечивались попеременно то хитрость, то простодушие». Ho уже о старухе из того же произведения замечено: «Ни искры какой-нибудь живости в глазах...» Отметим, кстати, что столь значащая в поэтике Салтыкова-Щедрина деталь, как «оловянные глаза», прямо ведущая его к другому образу оловянных солдатиков - встречается уже у Гоголя. У Настоятеля в «Кровавом бандуристе» «оловянные глаза, которые, казалось, давно уже не принадлежали миру сему, потому что не выражали никакой страсти...»
В «Мертвых душах» в портрете персонажей глаза или никак не обозначаются, или подчеркивается их бездуховность. Опредметчивается то, что по существу своему враждебно механической, неживой природе. Так, Манилов «имел глаза сладкие, как сахар», а применительно к глазам Собакевича отмечено то орудие, которое употребило на этот случай натура, - «большим сверлом ковырнула глаза» (как в деревянной кукле!)
О глазах Плюшкина говорится: «Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух». Это уже нечто одушевленное и, следовательно, более высокая чем одеревенелый или опредмеченный взгляд (насколько сам Плюшкин, как и Чичиков, несколько возвышаются над другими персонажами). Ho это не человеческая живость, а еще животная. В самом развитии условного, метафорического плана передана бойкая юркость и подозрительность мелкого хищника. Во всех случаях сближение человеческого с неживым или животным происходит по-гоголевски тонко и многозначно.
Мертвая душа! Это явление кажется противоречивым в самом себе составлены из исключающих друг друга понятий. Разве может жить мертвая душа, мертвый человек, то есть то, что по природу своей одушевленно и духовно! He может жить, не должно существовать. Ho существует.
От жизни остается некая форма, от человека — оболочка, которая, однако исправна отправляет жизненные функции. И тут нам открывается еще одно значение гоголевского образа «мертвые души». И помогает этому мастерски исполненный портрет героя.
Л вот портрет одной из героинь Л.Н. Толстого. «Она была велика ростом, худа, очень бела и казалось постоянно грустной и изнуренной. Улыбка у нее была печальная, но чрезвычайно добрая, глаза большие, усталые и несколько косые, что давало ей еще более печальное и привлекательное выражение. Она сидела не сгорбившись, а как-то опустившись всем телом, все движения ее падающие».
Так Л.И. Толстой описывает в «Юности» немолодую женщину Ивину. Мы сознательно выбрали описание не главных героев, чтобы яснее был виден принцип изображения человека. Здесь явно прослеживается лермонтовский принцип.
Конечно, каждый из писателей, пришедших в русскую литературу после Лермонтова, внес в нее свое. Ho влияние Лермонтова на каждого из них очевидно.
Таким образом, роль портрета героя в раскрытии его внутреннего мира очень велика. Более того, в портрете писатель через черты индивидуальные, присущие конкретному человеку, может выявить и черты общие, свойственные определенной социальной среде, как в «Герое нашего времени» Лермонтова. Портрет является одним из важных средств создания художественного образа и выступает в сочетании с другими художественными приемами, неся печать авторской индивидуальности. Нас же, читатели, такой портрет учит внимательно вглядываться в людей, постигая старую истину: каждый человек - это целый мир.