Музыкальность речи достигается стихосложением. Стихосложение есть искусство так подбирать и располагать слова, чтобы их высокие и низкие слоги, т. е. слоги с ударением и без ударения, следовали друг за другом в определенном порядке.
Литературный словарь
Как все, вроде, просто, если смотреть на словарное определение поэзии. Как сложно, если попробовать самостоятельно написать стихи. Не рифмованные строчки, а стихи, в которых и музыка, и чувства, и философия, и все человеческое, и чуточку еще чего-то, что не постичь сразу.
Сергей Есенин... В самом звучании этого имени слышны певучесть, музыка родных раздолий, шум зеленых дубрав. «Страна березового ситца» породила яркого, самобытного поэта, воспевшего в своих удивительных стихах ее синие озера, малиновую ширь полей, желтые дороги, седые вербы. Есенин создает зримые поэтические образы заросшего пруда, поля, белого сада. Сколько добра, красоты, любви к родным местам слышится в стихах поэта!
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины...
Даже дорога у него живая, задумчивая. И кусты осенней рябины будто отражаются в глубине пруда. А изба и вовсе — бабушка.
...Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.Перелистывая томик стихов, убеждаешься вновь и вновь: каждая строчка его стихов — это признание в любви родным полям, березкам, перелескам. Отними у Есенина эту любовь — и он погибнет, ведь поэт живет и дышит Родиной. Немногие поэты так видят, чувствуют красоту родной природы, как Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, хоть и неярки, незатейливы ее краски. Есенин сумел передать в своих стихах ширь, бес-крайность деревенской России:
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Не надо гадать, «желтоволосый отрок» — это юный Сережа Есенин, глаза его остались лучистыми на всю жизнь.
Не все радует взор поэта в старой деревенской Руси, но она гораздо ближе Есенину, чем новая индустриальная Россия. Он с тревогой и болью переживал ломку привычного уклада жизни, называя себя «последним поэтом деревни». Отсюда и появление в его лирике грустных ноток, страха перед деревней, меняющей свое лицо.
Кому-то пятками уже не мять по рощам \
Щербленый лист и золото травы...
Язык поэта образный, обильно уснащенный чисто народными словами, определениями. «Узорит», «хмарь», «отрок».
В зарисовках старой деревенской Руси я нахожу у Есенина не только радостные, но и грустные тона. Источник их таится в самой действительности — тяжелой, нищей, отсталой жизни деревни с ее ветхими, сиротливо прячущимися избами, заброшенными церквушками. И тогда в стихах Есенина преобладает тихая, «плакучая дума», возникают унылые, тусклые пейзажи.
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
лес да монастырь.
Но в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога...» все благополучно, пасторально. Лучшие времена из детства вместе с «нежно охающей» соломой из ячменя пережевывает «кивающая» корова, как сочную жвачку, воспоминания поэта. Я горжусь Есениным, ведь он никогда не отделял своей судьбы от судьбы Родины и народа на крутом повороте истории. Он мог, как многие русские поэты, найти приют в какой-нибудь «благополучной» стране, обзавестись поклонниками и поклонницами — и прощай, «немытая Россия», с которой еще неизвестно, что будет. Но нет, Сергей Есенин предпочел написать вот эти строчки, которыми я и хочу закончить свое сочинение:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».