1. Образ родины в творчестве Есенина.
2. Поэтизация русской деревни.
3. Русская деревня как «Русь уходящая».
Тема родины, Руси является ведущей темой в поэзии С. А. Есенина. Ее образ встречается даже в любовных стихотворениях. Например, в стихотворении «Выткался на озере алый свет зари...» свидание влюбленных происходит на фоне незамысловатого пейзажа, типичного для окрестностей русских деревень:
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Любовью к родине проникнута вся лирика С. А. Есенина. Однако хочется упомянуть стихотворение, в котором поэт ясно и просто говорит о нерасторжимой духовной связи с родной землей. Это конечно же стихотворение «Гой ты, Русь моя родная...», в котором России предстает в облике былинной, сказочной, святой земли. Бескрайняя «синь» Руси — это и вода озер и рек, и синева неба. Синего цвета и покров Богородицы, особенно чтимой на Святой Руси...
Благоговейное отношение к родине, как к святыне, поэт подчеркивает, сравнивая себя с богомольцем. «Хаты — в ризах образа», «пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас» — образ Руси как храма напоминает о значении православной веры в жизни простого крестьянина. В то же время поэтический дар Есенина словно «освящает» грешную землю, на которой на самом деле далеко не все так светло и благостно. Выражением высшего восторга перед родной землей звучат слова:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
В этом стихотворении легко проследить характерную для творчества Есенина поэтизацию русской деревни. Идеал Руси для поэта — это всегда русская деревня, а не просто красивый пейзаж и уж тем более не бурная городская жизнь: И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Для поэтичных картин Руси, русского села Есенин выбирает краски, традиционные в иконописи: «алый свет зари», «синь», «голубое поле», «золотая дуга», «золотистое пламя», «роща золотая», «лазурь»... Особенно часто встречаются в поэзии Есенина синий и голубой цвета. «Голубая Русь». Не зеленая, в наряде из «березового ситца», не золотая, в спелых колосьях и осенней листве, а голубая, как небо, как вода, бескрайняя и чистая, как мечта. И действительно, в поэзии Есенина образ Руси повседневной, будничной, земной переплетается со сказочным образом града Китежа, скрытого под водой, отражающегося в воде, в «сини». Но и обыденные реалии крестьянской жизни не остаются вне взгляда поэта:
Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров...
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.
С такими словами обращается поэт к матери в стихотворении «Разбуди меня завтра рано...». Столь поэтичное отношение к незатейливому крестьянскому быту, конечно, не означает, что Есенин не знал и не замечал, какова на самом деле жизнь села. Поэт надеялся, что послеоктябрьской революции крестьянам будет легче жить, однако эти надежды не оправдались. Все мероприятия, осуществлявшиеся советской властью в русской деревне, были направлены на разрушение привычного уклада крестьянской жизни, который был так дорог Есенину. Предчувствие того, что привычная русская деревня, «голубая Русь» уходит в прошлое, звучит в стихотворении «Я последний поэт деревни...»:
На тропу голубого поляСкоро выйдет железный гость.Злак овсяный, зарею пролитый,Соберет его черная горсть.Неживые, чужие ладони,Этим песням при вас не жить!Это стихотворение — поэтическая «панихида», погребальный плач по русской деревне, какой ее знал и любил Есенин. Лирика поэта своего рода «дощатый мост», связывающий прошлое и будущее «страны березового ситца». Но поэт и сам осознает, насколько хрупок и «скромен» этот песенный мостик. В стихотворении «Я последний поэт деревни...» родина снова предстает храмом. Но теперь «пришлый богомолец» попал не на праздник, а на похороны:
За прощальной стою обеднейКадящих листвой берез.Догорит золотистым пламенемИз телесного воска свеча...Мотивы невозвратимости «уходящей Руси» и ее жизненного уклада звучат и в других стихотворениях Есенина:
Не разбудишь ты своим напевомДедовских могил!Привязало, осаднило словоДаль твоих времен.Не в ветрах, а, знать, в томах тяжелыхПрозвенит твой сон.В стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний...» разрушение традиционного деревенского уклада показано уже не как предчувствие, а как реальность. Атрибуты прогресса, пришедшего в деревню, поэт характеризует как враждебное явление:
Вот сдавили за шею деревнюКаменные руки шоссе.Наступление технической цивилизации, воплощенной в образе города, сопоставляется с охотой на волка. Теперь уже деревенская Русь не храм, осиянный ризами икон, не «голубень», а зверь, которого травят охотники. Но и в этом обличье родина по-прежнему дорога поэту, принимающему ее судьбу как свою собственную:
О, привет тебе, зверь мой любимый!Ты не даром даешься ножу.Как и ты — я, отвсюду гонимый,Средь железных врагов прохожу.