Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» создавалась на протяжении более десяти лет (1863—1876), Основная проблема, интересовавшая поэта, — поло­жение русского крестьянина при крепост­ном праве и после «освобождения». О сущ­ности царского манифеста Н. А. Некрасов говорит словами народа: «Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана». Кар­тины народной жизни написаны с эпичес­кой широтой, и это дает право назвать по­эму энциклопедией русской жизни того времени.

Рисуя   многочисленные   образы  кресть­ян, различные характеры, автор делит ге­роев как бы  на два лагеря:  рабов и бор­цов. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях с характерными названиями: v    Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино,   Горелово,   Неелово,   Неурожайка. Цель их путешествия   —  найти  счастливого  человека на   Руси. Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми. Выслушав рассказ по­па о его «счастье», получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне говорят:

Ты   мимо   их,    помещиков!

Известны    нам    они!

Правдоискатели не удовлетворяются «дворянским» словом, им нужно «слово христианское»:

Дай      слово     христианское!

Дворянское      с      побранкою,

С    толчком да    с   зуботычиной,

То    непригодно    нам.

Правдоискатели трудолюбивы, всегда стремятся помочь другим. Услышав от кре­стьянки, что не хватает рабочих рук убрать хлеб вовремя, мужики предлагают:

А мы на  что,  кума?

Давай    серпы!    Все    семеро

Как  станем  завтра,    —   к  вечеру

Всю   рожь    твою    сожнем!

Так же охотно они помогают косить траву крестьянам Безграмотной губернии.

Наиболее полно Некрасов раскрывает образы крестьян-борцов, которые не пре­смыкаются перед господами, не смиряют­ся со своим рабским положением.

В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя.

Грудь     впалая;     как   вдавленный

Живот;  у глаз,   у рта

Излучины,     как   трещины

На     высохшей    земле...

Читая описание облика крестьянина, мы понимаем, что Яким, всю жизнь маясь на се­ром, бесплодном клочке земли, и сам стал, как земля. Яким признает, что большая часть его труда присваивается «дольщика ми», которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян:

Работаешь    один,

А чуть работа кончена,

Гляди,   стоят три дольщика:

Бог,  царь и господин!

Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме, и, «как липочка ободранный, вернулся он на родину». Но все же он нахо­дит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту. Яким украшает свою из­бу картинками, любит меткое слово, речь его полна пословиц и поговорок. Яким — образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем про­мысле. И его голос — голос самых передо­вых крестьян: •      У каждого крестьянина

Душа, что туча черная —

Гневна, грозна — и надо бы

Громам   греметь   оттудова,

Кровавым   лить  дождям...

С большим сочувствием относится поэт к своему герою Ермилу Гирину, сельскому старосте, справедливому, честному, умно­му, который, по словам крестьян,

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не   попустил   виновному,

Душой  не   покривил...

Один только раз Ермил поступил не по со­вести, отдав сына старухи Власьевны вмес­то своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. По мнению крестьян, Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, не куп­ленный «ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой».

Народ, защищая мирское дело, в труд­ную минуту помогает Ермилу сохранить мельницу, проявляет к нему исключитель­ное доверие. Этот поступок подтверждает способность народа выступать сообща, миром. И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда «бун­товалась вотчина помещика Обрубкова». Ермил Гирин — защитник крестьянских интересов.

Следующий и наиболее яркий образ в этом ряду — Савелий, богатырь святорус­ский, борец за народное дело. В молодос­ти он, как и все крестьяне, долго терпел жестокие издевательства со стороны по­мещика Шалашникова и его управляюще­го. Но Савелий не может принять такой по­рядок, и он бунтует вместе с другими крес­тьянами, он закопал в землю живым немца Фогеля. «Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения» получил за это Савелий. Вернувшись стариком в родное село, он сохранил бодрость духа и нена­висть к угнетателям. «Клейменый, да не раб!» — говорит он о себе. Савелий до ста­рости сохранил ясный ум, сердечность, от­зывчивость. В поэме он показан как народ­ный мститель:

...Наши      топоры

Лежали     — до     поры!

О пассивных крестьянах он говорит пре­зрительно, называя их «погибшие... про­пащие».

Некрасов называет Савелия богатырем святорусским, подчеркивая его героичес­кий характер, а также сопоставляет его с народным героем Иваном Сусаниным. Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе.

Этот образ дан в одной главе с образом Матрены Тимофеевны не случайно. Поэт показывает вместе два богатырских рус­ских характера. Матрена Тимофеевна про­ходит через многие испытания. В родитель­ском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни, по­бои мужа. Только в работе и в детях находи­ла она радость. Тяжело пережила она смерть сына Демушки, голодный год, ни­щенство. Но в трудные минуты она проявля­ла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому гу­бернатору. Заступилась за Федотушку, ког­да его хотели наказать розгами. Непо­корная, решительная, она всегда готова от­стаивать свои права, и это сближает ее с Савелием. Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что «не де­ло — между бабами счастливую искать». В главе, названной «Бабья притча», кресть­янка говорит о женской доле:

Ключи     от   счастья   женского,

От   нашей    вольной    волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога    самого.

Но Некрасов уверен, что «ключи» должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Доброскпонова:

Еще   ты   в   семействе   покуда   —   раба,

Но   мать   уже   вольного   сына!

Некрасов с особым чувством создал об­разы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако поэт не мог не об­ратиться и к темным сторонам жизни крес­тьянства. В поэме изображены крестьяне, которые свыклись со своим рабским поло­жением. В главе «Счастливые» крестьяне-правдоискатели встречаются с дворовым человеком, который считает себя счастли­вым потому, что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его дочка вместе с барышней «училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны». А сам дворовый тридцать лет стоял за сту­лом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится «близостью» к господам и своей «почетной» болезнью — подагрой. Про­стые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низо­сти своего лакейского положения. Дворо­вый князя Утятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена «воля»:

А я князей Утятиных

Холоп — и весь туг сказ!

С детства и до самой старости барин вся­чески издевался над своим рабом Ипатом. Все это лакей принимал как должное: ...выкупал

Меня,   раба  последнего,

Зимою в проруби!

Да как чудно!

Две   проруби:

В одну опустит в неводе,

В другую  мигом вытянет —

И водки  поднесет.

Не мог Ипат забыть господских «милос­тей»: того, что после купанья в проруби князь «водки поднесет», то посадит его «рядом, недостойного, с своей персоной княжеской».

Покорный раб это и «холоп примерный — Яков верный». Он служил у жестокого госпо­дина Поливанова, который «в зубы холопа примерного... походя дул каблуком». Несмо­тря на такое обращение, верный раб до са­мой старости берег и ублажал барина. По­мещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков «задурил»: сначала «мертвую запил», а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность.

С негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, унич­тожил «вольную», данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом, чем «на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей».

Для характеристики дворовых крестьян, лишенных чувства собственного достоин­ства, поэт находит презрительные слова: раб, холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает характеристики типическим обобщением:

Люди холопского  звания   —

Сущие  псы иногда:

Чем  тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Создавая различные типы крестьян, Не­красов утверждает: счастливых среди них нет, крестьяне и после отмены крепостного права по-прежнему обездолены и обес­кровлены, изменились только формы угне­тения. Но среди крестьян появляются люди, способные к сознательному, активному протесту. И потому поэт верит, что в буду­щем на Руси наступит хорошая жизнь:

Еще   народу русскому

Пределы  не   поставлены:

Пред ним широкий  путь.

Печать Просмотров: 29927