1. Блок и Великая Октябрьская революция.
2. История создания поэмы «Двенадцать».
3. Роль символов в произведении.
А А. Блок жил и сочинял свои творения на рубеже XIX XX веков: в эпоху больших исторических и социальных перемен, а именно Октябрьской революции. Из понимания того факта, что Россия — фана назревающей революции, вырастала уверенность поэта в том, что его родине предстоит сыграть решающую роль в истории человечества. Блок встретил революцию с упоением и восторгом. В своей статье «Интеллигенция и Революция» поэт восклицал: «Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью...». Верный своим исконным представления о «России-буре», поэт понял и принял революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар», в очистительном огне которого должен сгореть весь старый мир. Такое понимание революции обусловило как сильные, так и слабые стороны поэмы «Двенадцать», которую А. А. Блок создал и 1918 году. Закончив ее, он записал в дневнике: «Сегодня я — гений». В этом произведении передана оглушившая поэта музыка крушения старого мира.
Пользуясь словами Блока из его послания «Вячеславу Иванову», можно сказать, что поэму «Двенадцать» ему «диктовала восстанья страшная душа» стихия, которой он, по собственному признанию, отдался. С необычайной искренностью выразилось это его умонастроение в послании «3. Н. Гиппиус» (1918):
Страшно, сладко, неизбежно, надо
Мне бросаться в многопенный вал...
Ставшая будничной для современного ему Петрограда обстановка: шквальный ветер, опасливые редкие прохожие, красногвардейский патруль, — у Блока в «Двенадцати» все явственнее приобретает символический смысл этого «многопенного вала», стихии, разгулявшейся «на всем божьем свете». Несколько лет спустя поэт сравнивал происшедшее в России с началом новой эры, когда, по его словам, «мир, как и у нас в Европе, был расколот прежде всего пополам: старая половина таяла, умирала и погружалась в тень, новая вступала в историю с варварской дикостью, с гениальной яркостью». Подобный раскол ощутим и в поэме. Ощущение раскола между прошлым и настоящим еще больше усиливается с помощью символов старого и нового мира.
Известно, что А. А. Блок был одним из талантливейших поэтов символистов. И в поэме «Двенадцать» революция описана с помощью множества символов. Она представлена через образы ветра, вьюги:
Черный вечер,
Белый снег,
Ветер, ветер!
На всем божьем свете.
По мнению исследователя В. Н. Орлова, «в поэме последовательно применен художественный прием, основанный на эффекте контраста. Сразу бросается в глаза, что изображение строится в ней на чередовании мотивов ночной темноты и снежной вьюги:
Черный вечер.
Белый снег.
Эта плакатная, резкая (в «две краски») цветовая символика отчетливо ясна по своему смыслу. Она знаменует два жизненных исторических начала: низкое и высокое, ложь и правду, старое и новое, прошлое и будущее — все, что противоборствует как на всем свете, так и в каждой человеческой душе». В первых двух строфах Блок представляет главные образы символы: это и свет — тьма, и
добро — зло, и старое — новое. Третья строка вводит новый образ — образ ветра; он дается в традиционном для поэзии Блока значении стихии и перемен. Стихия тоже символический образ в поэме. Она олицетворяет собой перемены мирового, вселенского масштаба: Двенадцать апостолов революционной идеи обещают раздуть «мировой пожар», разыгрывается вьюга, «снег воронкой завился», в переулках «пылит пурга». Стихия страстей тоже накаляется. Лихач «несется вскачь», на лихаче «Ванька с Катькою летит».
Образ человека, не стоящего на ногах под ударами ветра, тоже является символом. Поэт не конкретизирует образ, это не красный, не белый, не реакционер, не революционер, а это человек, которому негде укрыться от ветра революции.
Символы являются в поэме основным средством изображения. Они разнообразны и все глубоки по смысловой нагрузке. Старый мир Блок сравнивает с безродным псом:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос,
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
Все персонажи и образы в этом произведении делятся на два противоборствующих лагеря. На од-. ной стороне — представители старого мира: барыня в каракуле, буржуй, поп, уличные женщины. На другом полюсе — красноармейцы, большевики.
С образом двенадцати красногвардейцев связано много символов. Здесь и «бубновый туз», и «мировой пожар». А. А. Блок показывает, что красногвардейцы выполняют особую миссию, но одновременно они вызывают враждебные чувства:
В зубах — цигарка, примят картуз,
На спину б надо «бубновый туз».
«Мировой пожар» — символ мировой революции, в результате которой власть получат рабочие и крестьяне:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!
Революция стала для красногвардейцев началом новой жизни, воплощением свободы:
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста.
Поначалу это чувство свободы и переполняемой их дикой злобы ослепляют их, и они становятся похожи на неуправляемую толпу, настроенную анархически и враждебно. Но в ходе поэмы мы наблюдаем их эволюцию. Они сами понимают, что их миссия сложна и ее можно выполнить лишь при мобилизации исключительно всех сил. В этих героях поэмы, вышедших на смертный бой ради революции, больше анархического порыва, нежели организованных действий. Но у Блока был свой замысел: он хотел показать, как вырвавшаяся на простор народная «буйная воля» обретает в революции свой путь и цель. Поэт изображает строителей «нового мира» и как людей, которые понимают, что от них самих зависит будущее России, и как вызывающих презрение убийц и грабителей, не понимающих истинного смысла происходящих событий. Это символически выражено в том, что ими остается невидим появившийся облик Христа — будущее, противопоставленное «старому миру».
Символика поэмы выражена не только в образах, но и в цвете. Черный вечер, черное небо, «черная, черная злоба в груди» — эти символы помогают читателю представить, какая злость накопилась у двенадцати красногвардейцев, которые идут по улице. Черный цвет говорит нам и о жестокости замыслов этих людей. Их души черны, пусты и холодны.
Белый снег — это символ новой жизни. Блок использовал его для выражения мысли о способности революции очистить старый мир от всего грязного; поэт в это искренне верил. Финальный образ «невидимого» Христа не просто многозначен, он создан соединением противоречащих друг другу характеристик. Это не канонический Христос: сама его фигура призрачна:
...Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди Иисус Христос.
Очень точно об этом образе писал В. Н. Орлов: «...Образ Христа — олицетворение новой всемирной и всечеловеческой религии, новой морали — служил для Блока символом всеобщего обновления жизни и в таком значении появился в финале «Двенадцати»».
Красногвардейцы и Христос являются антиподами и вместе с тем теми, кому суждено обрести друг друга. Иисус не с двенадцатью бойцами, он — впереди них.
О том, насколько верно и полно Блок изобразил революцию в поэме «Двенадцать», много спорили, и еще будут спорить. Сам поэт выразился в этом произведении во всем благородстве и вместе с тем — наивности. Надежды, возлагавшиеся им на революцию, оказались явно несбыточными и преувеличенными.
Роль символов в поэме А. А. Блока «Двенадцать-очень велика. Они позволяют лучше понять отношение поэта к изображаемым им событиям. Цветовая и числовая, философская и христианская символика направлены на воплощение авторского замысла.
Сам Блок утверждал, что суть его творчества в служении будущему. К нам, читателям, он обращается с пожеланием: «Если вы любите мои стихи, преодолейте их яд, прочтите в них о будущем».