Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

Некоторые исследователи предполагают, что идею сделать главным героем своего произведения умную говорящую собаку Булгаков взял из повести Н.В.Гоголя «Записки сумасшедшего» (1835), где в одной из глав человек изображается с точки зрения собаки. Однако приём описания мира с точки зрения животного встречается и в романе Апулея «Золотой осёл» (II в), и в романе Э.-Т.-А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» (1822), и в повести Л.Н.Толстого «Холстомер» (1886), и в рассказе А.П.Чехова «Каштанка» (1887), и в рассказе И.А.Бунина «Сны Чанга» (1916), и т.д. У Булгакова подзаборный пёс Шарик по-своему умён, наблюдателен, обладает даже ироническим взглядом на жизнь. Увиденный им московский быт 20-х годов XX века представлен в повести весьма красочно: точно указаны детали городской жизни и типы обывателей. Между прочим Шарик рассуждает о настоящей личности, но понимает её по-своему: «И вот, бывало, говорят старые псы, махнёт Влас кость, а на ней с осьмушку мяса. Царство ему небесное за то, что был настоящая личность, барский повар графов Толстых» (I). Повар Влас заслужил высокую собачью похвалу за широкую душу и сказочную щедрость; но доктор Борменталь вкладывает в понятие «личность» не только любовь к собакам, но и качества, ценимые в человеческом обществе: гармоничное сочетание моральной чистоплотности, общей культуры, творческой активности, профессионализма и ещё многое другое.

В повести показана история «лабораторного существа» (V) Полиграфа Полиграфовича Шарикова, который появился на свет в результате операции профессора Преображенского. Операция должна была представить учёному новые данные о способности живого организма омолаживаться, поэтому появление человекообразного существа из бездомного пса оказалось незапланированной случайностью. Дворняжке Шарику были пересажены донорские органы Клима Чугункина — вора, пьяницы, которого вряд ли можно назвать личностью. Когда шёл процесс внешнего формирования человекоподобного существа, Булгаков отмечал, что оно унаследовало именно от Клима матерную брань, курение, пристрастие к семечкам, балалаечной игре и алкоголю. Ведь из первой главы известно, что пёс Шарик не ругался, не терпел табачного дыма, не любил музыки. Понятно, что неопрятность, безвкусную манеру одеваться «лабораторное существо» получило тоже от «человеческого предка»: у профессора Преображенского рябит в глазах, когда он видит на Шарикове ядовито-небесно-го цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой, лаковые штиблеты с белыми гетрами. Столь нелепый наряд выдаёт невоспитанность и одновременно самоуверенность Шарикова.

Когда характер человекоподобного существа стал проявляться в поступках и словах, профессор понял, что в результате операции получился снова Клим Чугункин, однако с добавлением некоторых собачьих черт: привязанностью к кухне, где тепло и сытно, ненавистью к котам, праздностью. Таким образом, исходный материал эксперимента (подзаборный пёс и наглый преступник) не давал никакой надежды на то, что появившееся в результате смелой операции существо будет личностью. Как справедливо заметил Преображенский, ходить на задних лапах и говорить — «это ещё не значит быть человеком» (эпилог). В сложившейся ситуации учёные могли надеяться только на воспитание личности в подопытном существе.

Преображенский и Борменталь сделали не одну попытку внушить Шарикову правила поведения и нравственные принципы, достойные человека. Но и тут у высокоучёных мужей ничего из задуманного не получилось. Наоборот, превращение «милейшего пса в мразь» (VIII) происходит стремительно, ибо Шариков сразу после внешнего очеловечивания демонстрирует грубость в отношении окружающих людей, склонность к пьянству, невежество, соединённое с непомерным самомнением, аморальное поведение. Филипп Филиппович лишается высокого звания «божества» (III) и превращается в «папашу» (VI), у профессора пропадают деньги, Шариков пристаёт к Зине и Дарье Петровне, принуждает машинистку Васнецову выйти за него замуж, выдаёт себя за красного командира, получившего тяжёлое ранение на гражданской войне (на самом деле шрам на лице «заведующего подотделом очистки в отделе МКХ» — след от операции профессора Преображенского). Своим хамством он терроризирует всех окружающих, а венцом его бурной деятельности против своего «создателя» стали донос в секретные государственные органы и покушение на жизнь профессора.

В дело воспитания Шарикова вмешался председатель домкома Швондер. Он быстро уверил воспитуемого, что все сложные правила и принципы, о которых толкуют Преображенский и Борменталь, не нужны: по мнению Швондера, невежественный, некультурный Шариков —достойный гражданин своего отечества уже потому, что «трудовой элемент», а трудовой элемент потому, что не нэпман (!). Значит, Преображенский, по понятиям Швондера, обязан похлопотать о документах для «нового» человека, прописать его в своей огромной квартире; а Шариков, со своей стороны, должен устроиться на работу и «взяться на воинский учёт». Однако, соглашаясь воспользоваться своими гражданскими правами, Полиграф Полиграфович отказывается исполнять свой священный гражданский долг. «На учёт возьмусь, а воевать — шиш с маслом» (VI), — откровенно заявляет он. Развивая своего питомца, Швондер снабжает его самыми необходимыми книгами («Переписка Энгельса с Каутским») и понятными теориями (чтобы построить справедливое общество, надо всё отобрать и поделить). Швондер пытается использовать Шарикова в борьбе с профессором Преображенским, который очень не нравится домкомовскому деятелю своей независимостью, смелостью и интеллигентностью.

Таким образом, воспитать в Шарикове личность Преображенскому и Борменталю не удаётся, хотя вряд л и что-нибудь толковое получилось бы из этой затеи даже и без вмешательства Швондера. В результате «скрещивания» собаки с преступником получается монстр, который в своей аморальности и агрессивности не останавливается ни перед подлостью, ни перед предательством, ни перед убийством. «Лабораторное существо» понимает только силу и готово, как всякий раб, при первой возможности отомстить всему, чему прежде подчинялся. Поняв это, Преображенский делает вторую операцию и возвращает Шарикова в «первобытное состояние» (эпилог), потому что как человекоподобное существо он никуда не годится, а как пёс — забавное и умное животное.

Подводя итог, следует отметить, что в «Собачьем сердце» автор ставит важнейшие философские и социальные проблемы и решает их на материале полуфантастической-полуреальной истории. Фантастической в этой повести представляется операция профессора Преображенского, в результате которой появился Полиграф Полиграфович Шариков. Остальные события повести вполне правдоподобны, так как становятся художественным осмыслением реальных социальных явлений в послереволюционной России.

Н.Г.Чернышевский в романе «Что делать?» утверждал, что надо изменить условия жизни, и тогда сам человек изменится, и «пребудет мир на земле и в людях благоволение». Булгаков не согласен с этим мнением: наследственность делает Шарикова таким, каков он есть, и никакая социальная среда не сможет его переделать. Ведь человека формируют не только социальные условия жизни, но и личные качества, наследственность, семейное воспитание, образование, национальные особенности, история отечества, религиозная традиция, природные условия и ещё множество различных факторов.

Булгаков разделяет другую точку зрения: человек может измениться эволюционно, путём нравственного самосовершенствования (что проповедовал Л.Н. Толстой), «выдавливая из себя раба по капле» (о чём писал А.П. Чехов), сопротивляясь окружающему злу (что изобразил в своей автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты» М. Горький). Самовоспитание — процесс долгий, кропотливый, сознательный, не каждому он по плечу, а тем более Шарикову. Ни пёс, ни Клим Чугункин, черты и привычки которых соединились в самодовольном Полиграфе Полиграфовиче, не могут и не хотят работать над собой, а поэтому из «лабораторного существа», созданного искусственным (революционным) путём, никогда, по мнению автора, не получится личность.

Печать Просмотров: 37863