Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» от­ражен конфликт человека нового нравственного уровня с представителями уходящей эпохи.

Роман состоит из нескольких частей, расположенных не в хронологическом порядке. Такое строение служит особым художественным задачам: в частности, снача­ла мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, и только затем — «изнутри», по дневниковым записям.

Штабс-капитан Максим Максимыч является сквоз­ным, второстепенным персонажем. Он появляется во всех частях романа, кроме повести «Тамань». Однако только в первой повести «Бэла» является еще и рассказчиком. Именно от него повествователь, заезжий офицер, узнает о Печорине.

Лермонтов ставит сложную художественную зада­чу — создать многогранный, противоречивый образ Пе­чорина. Один из способов — рассказать о герое устами другого действующего лица. Через Максима Максимыча Лермонтов создает один из самых ярких образов русского офицера, воевавшего и много лет жившего на Кавказе. Максим Максимыч не является одномерным, положи­тельным персонажем, имеет добродетели и отрицатель­ные черты (он тоже был причастен к гибели Бэлы и ее отца).

Повесть «Максим Максимыч» хронологически за­вершает роман, здесь нет увлекательного авантюрного сюжета, и в первый и последний раз появляется сам Пе­чорин.

Печорин и Максим Максимыч находятся на разных ступенях нравственного сознания, между ними глубокая пропасть. Штабс-капитан искренне привязан к Печори­ну, но духовно глубоко ему чужд: их разделяет не толь­ко разница социального положения и возраст, они люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох. Поэтому Максим Максимыч не мог быть рассказ­чиком на протяжении всего романа: он не мог понять, осознать Печорина. Его роль в романе — оттенить не­обыкновенность главного героя по сравнению с обычным человеком того времени.

Печать Просмотров: 21616