Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

Объясняя образ Печорина, В. Г. Белин­ский сказал: «Это Онегин нашего време­ни, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше рассто­яния между Онегою и Печорою». Оне­гин — отражение эпохи 20-х годов, эпохи декабристов; Печорин — герой третьего десятилетия, «жестокого века». Оба они — мыслящие интеллигенты своего времени. Но Печорин жил в тяжелую эпо­ху общественного гнета и бездействия, а Онегин — в период общественного ожив­ления и мог быть декабристом. У Печо­рина этой возможности не было. Поэто­му Белинский говорит: «Онегин скучает, а Печорин страдает».

Печорин по происхождению аристо­крат, получил светское воспитание. Вый­дя из-под опеки родных, «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бе­шено всеми удовольствиями». Легкомыс­ленная жизнь аристократа ему вскоре оп­ротивела. Так же, как Онегину, наскучило и чтение книг. После «нашумевшей исто­рии в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает на его аристократическое происхожде­ние: «бледный, благородный лоб», «ма­ленькая аристократическая рука», «осле­пительно чистое белье». Печорин физи­чески сильный и выносливый человек: «Широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни... непобежден­ное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными».

В портрете героя отражены и внутрен­ние качества: противоречивость и скрыт­ность. Неудивительно, что, «несмотря на светлый цвет волос, усы его и брови черные», «глаза не смеялись, когда он смеялся». Печорин наделен незауряд­ным умом, критически оценивающим ок­ружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и друж­бы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичен: «Мы не способны более к великим жерт­вам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Он прекрасно разбирается в людях (напри­мер, в Грушницком, з княжне Мери), не удовлетворяется сонной жизнью «во­дяного общества» и дает уничтожающие характеристики столичным аристокра­там. Память Печорина насыщена сведе­ниями из литературы и истории. В его дневнике мы находим цитаты из Грибое­дова и Пушкина,  названия произведений, имена писателей и литературных героев.

Печорин безумно смел, как бы играет с жизнью. Стоя на краю пропасти с неза­ряженным пистолетом, он подставляет грудь под выстрел Грушницкого. И это делается для того, чтобы «изведать пре­дел подлости моего противника». Чело­век сильной воли и больших возможнос­тей, Печорин страстно стремится к актив­ной жизни. «Рожденный для высокой цели», он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные настоящего человека. Даже опасные приключения не могут его развлечь. Любовь приносит только разочарование и огорчение. Окру­жающим он причиняет горе, и это углуб­ляет его страдания. Вспомните, какова судьба Бэлы, Грушницкого, княжны Мери и Веры, Максима Максимыча.

Однако с богатством душевных сил и одаренностью героя Лермонтов рас­крывает и такие качества Печорина, кото­рые резко снижают его образ. Печорин — холодный эгоист, он безучастен к страда­ниям других, и это характеризует его как индивидуалиста.

Но самое тяжелое обвинение Печори­ну — отсутствие жизненной цели, бес­плодность существования. Задумавшись над вопросом о цели своей жизни, он за­писал в «Журнале»: «А верно, она сущест­вовала, и, верно, мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные».

Нашел ли Печорин свое «высшее назна­чение»? С пользой ли растратил свои «не­объятные силы»? И не о подобных ли ему людях поколения 30-х годов XIX века ска­зал Михаил Юрьевич Лермонтов в знаме­нитой «Думе»: ... Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гения начатого труда.

Можно ли назвать Печорина героем в положительном смысле этого слова? Или, может быть, глубокая ирония скрыта в самом заглавии романа? От­вет на этот вопрос нужно искать в пре­дисловии. В нем Лермонтов совершен­но категорически заявляет, что Печо­рин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в пол­ном их развитии».

Печоринство было типичной болезнью времени. Однако уже и в те годы, полные мрака и безнадежности, появились име­на истинных героев. Они шаг за шагом прошли «кремнистый путь» борцов и яви­ли миру образцы патриотизма и граждан­ского мужества.


Печать Просмотров: 10945