Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы
В последующие три года Замятин продолжал службу инженера, преподавал в Политехническом институте и в то же время пытался писать. В 1911 году он снова был выслан из Петербурга: «Жил сначала на пустой даче в Сестрорецке, потом, зимою, — в Лахте. Здесь — в снегу, одиночестве, тишине — “Уездное”. После “Уездного” сближение с группой “Заветов”, Ремизовым, Пришвиным, Ивановым-Ра-зумником». В 1913 году по случаю трёхсотлетия дома Романовых писатель получил право жить в Петербурге, но но состоянию здоровья ему пришлось поселиться в Николаеве, черноморском порту. Писатель говорил, что в Николаеве он построил «несколько землечерпалок», написал «несколько рассказов и повесть “На куличках”», героями которой являются не только дальневосточные офицеры и солдаты, но и вся «загнанная на кулички Русь». Повесть вызвала гнев цензуры, которая увидела в ней оскорбление русского офицерства. Но о Замятине заговорила критика, сравнивая молодого писателя с Горьким, Буниным, Пришвиным, Куприным. Номер журнала «Заветы», опубликовавшего повесть, был арестован.

В марте 1916 года Замятин был командирован в Англию для наблюдения за строительством ледоколов для российского флота. «Здесь — сперва железо, машины, чертежи: строил ледоколы в Глазго, Нью-Кастле, Сэндэрланде, Саус-Шилдсе...» При его участии были построены «Святой Александр Невский» (после революции — «Ленин»), «Святогор» (после революции — «Красин»), «Минин», «Пожарский». Тогда же появился первый сборник прозы Замятина — «Уездное». Под впечатлением от жизни в Англии была написана повесть «Островитяне».

«Когда в газетах запестрели жирные буквы: “Revolution in Russia”, “Abdication of Russian Tzar” — в Англии стало невмочь, и в сентябре 1917 года на стареньком английском пароходишке (не жалко, если потопят немцы) я вернулся в Россию». Жизнь в революционной России Замятин определял как «весёлую» и «жуткую». «Тут уж было не до чертежей — практическая техника засохла и отломилась от меня, как жёлтый лист (от техники сталось только преподавание в Политехническом институте). И одновременно: чтение курса новейшей русской литературы в Педагогическом институте имени Герцена (1920—1921), курс техники художественной прозы в Студии Дома искусств, работа в Редакционной коллегии “Всемирной литературы”, в Правлении Всероссийского союза писателей, в Комитете Дома литераторов, в Совете Дома искусств, в Секции Исторических картин ПТО, в издательстве Гржебина “Алконост”, “Петрополис”, “Мысль”, редактирование журналов “Дом искусств”, “Современный Запад”, “Русский современник”».

В начале 1920-х годов Замятин писал мало. Но в 1921 году он создал самое значительное своё произведение — роман «Мы». У этого романа необычная судьба. Впервые он был опубликован в 1924 году на английском языке в Нью-Йорке, а в 1927 — на русском языке в пражском эмигрантском журнале «Воля России». Только в 1988 году роман «Мы» увидел свет на родине писателя.

В творчестве Замятина появляется призыв к спасению человечества от «нивелирования», распада, уничтожения. Тогда же написан знаменитый рассказ «Пещера», в котором жизнь людей после революции показана как жизнь троглодитов, утративших важнейшие человеческие черты. Замятин тревожился о судьбе русской литературы: «Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее — её прошлое» («Я боюсь», 1921). О дальнейшей своей литературной деятельности Замятин писал в «Автобиографии»: «В 1925 году — измена литературе: театр, пьесы “Блоха” и “Общество Почётных Звонарей”. “Блоха” была показана в первый раз в МХАТе 2-м в феврале 1925 года, “Общество Почётных Звонарей” — в б<ывшем> Михайловском театре в Ленинграде в ноябре 1925 года. Новая пьеса — трагедия “Аттила” — закончена в 1928 году. В “Аттиле” — дошёл до стихов. Дальше идти некуда, возвращаюсь к роману, к рассказам».

В 1928 году Е.И. Замятин был избран председателем Всероссийского союза писателей, а через год вышло в свет Собрание сочинений в четырёх томах, в котором были опубликованы повести «Наводнение» и «Житие блохи». В следующем году «Литературная газета» и «Комсомольская правда» начали кампанию против Е. Замятина и Б. Пильняка. Писатели обвинялись в сотрудничестве с белоэмигрантской печатью и создании клеветнических произведений. Замятина перестают публиковать.

Печать Просмотров: 4584