На рубеже нового периода в жизни страны и в своем собственном творчестве у Маяковского возникает необходимость заново пересмотреть и до конца продумать свои взгляды на сущность литературы и на положение и задачи писателя в социалистическом обществе. В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» он решает волнующий и его, и каждого писателя вопрос «о месте поэта в рабочем строю», о значении поэзии.
По его мнению, оно «в ряду беднейших рабочих и крестьян», потому что поэт — это «народа водитель и одновременно народный слуга». Маяковский стремится вызвать уважение к труду поэта и отводит литературе важную роль в жизни общества. Он требовал от поэтов ответственного отношения к своему занятию, упорной, напряженной работы над стихом.
Борьба за высокое и совершенное мастерство — одна из главных идей «Разговора с фининспектором о поэзии». Маяковский всегда порицал отношение к поэзии как к легкому занятию. В своих стихах он резко осуждает поэта, который, «строчку чужую вставит — и рад».
Смысл своей творческой деятельности Маяковский видел в том, чтобы быть рупором партийных идей, острым оружием политической борьбы. «Я... прежде всего поставивший свое перо в услужение сегодняшнему часу, настоящей действительности и проводнику ее — Советскому правительству и партии», — говорил Маяковский. Он видел высокое назначение советского поэта в создании активной, политически целеустремленной и действенной поэзии.
В творчестве Маяковского впервые в истории поэзии политическая и эстетическая позиции художника составили взаимообусловленное единство: политика явилась не только идейным содержанием, но и стала творческим принципом. Это — главная особенность, характеризующая новый тип реалистической поэзии, созданный им. Основная идея Маяковского: поэзия — это труд, труд сложный, напряженный, но вместе с тем и радостный.
От поэзии Маяковский требует большой политической целеустремленности. Поэзия, как и всякое искусство, — есть отражение жизни и в то же время оружие в современной общественной борьбе.