Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

М. Ю. Лермонтов — поэт поколения 30-х го­дов XIX века. «Очевидно, — писал Белин­ский, — что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего обще­ства.» Эпоха безвременья, политической ре­акции после восстания декабристов в 1825 го­ду, разочарования в прежних идеалах породи­ла такого поэта, как М. Ю. Лермонтов, поэта, который своей главной темой избрал тему одиночества. И тема эта проходит через все его творчество: с необычайной силой звучит в лирике, в поэмах, в бессмертном романе «Герой нашего времени».

Связь «Героя нашего времени» с образами лирических произведений Лермонтова несо­мненна. Ведь главная мысль романа была из­ложена поэтом в стихотворении «Дума»:

Печально   я   гляжу на   наше   поколенье,

Его  грядущее иль  пусто,   иль   темно.

Меж   тем   под   бременем   познанья   иль

В    бездействии    состарится   оно.

В этих строках уже высказаны мысли, которые найдут отражение и на страницах романа, ведь главный герой его — Григорий Александрович Печорин — и является типичным представите­лем целого поколения, в судьбе которого отра­жаются все пороки, недостатки, болезни обще­ства той эпохи. Об этом сам автор напишет в предисловии ко второму изданию романа: «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Какими чертами наделен герой времени 30-х годов? Он разочарован в жизни, у него нет положительных идеалов, цели в жизни, он не верит ни в любовь, ни в дружбу, смеется над человеческими привязанностями, «жизнь его томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом».

Григорий Печорин напоминает лирического героя стихотворения «И скучно и грустно...» Он разочарован в любви. Так, увлечение черке­шенкой Бэлой приводит к ее преждевремен­ной нелепой смерти. Герой романа восклица­ет: «Любить, но кого же? На время — не стоит труда, а вечно любить невозможно...»

Григорий Печорин относится и к жизни как к игре, к глупой шутке («А жизнь, как посмот­ришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка»). Он не дорожит жизнью, не боится смерти, с радостью идет на испыта­ние судьбы, рискуя быть убитым пьяным казаком или погибнуть в пучине моря («Фаталист», «Тамань»).

Размышления Печорина в дневнике, кото­рый является беспощадным самоанализом и саморазоблачением, показывают степень одиночества героя. Это подтверждают и обра­зы-символы, характерные для лирики поэта: Печорин в туманную ночь в «Тамани» видит вдалеке белеющий парус («Парус»); вспоми­нает о высоком звездном небе, о связи людей, всего мироздания с Богом («Выхожу один я на дорогу...», «Когда волнуется желтеющая ни­ва...»). Только вечная величественная природа успокаивает героя романа, примиряет его с окружающей действительностью. Именно с этого момента Григорий Печорин мог бы воскликнуть: «И счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу Бога».


Печать Просмотров: 9676