Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

1. Особенности композиции романа.
2. Черты различных жанров.
3. Цель совмещения жанров.

Композиция романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова достаточно сложна: события подаются не в хронологической последовательности, а по мере того, как автор узнает что-то новое о жизни своего героя. Источники этих сведений различны: это и рассказ Максима Максимыча, и личные наблюдения автора и, наконец, записки Печорина. Обстановка, в которой ведется повествование, также различна: Максим Максимыч рассказывает о Печорине своему случайному спутнику, наблюдения автора являются своего рода путевыми впечатлениями, дневниковые записи Печорина изначально не предназначались для чтения посторонними лицами. Множественность рассказчиков и способов повествования о событиях жизни героя, естественным образом повлекла необходимость использования элементов различных прозаических жанров.

 

Каждая из пяти глав романа представляет собой относительно законченное произведение — повесть. Уже в первой главе «Бэла» мы обнаружим черты сразу нескольких прозаических жанров. Та часть повествования, которая ведется от лица автора, в значительной степени характеризуется чертами путевого очерка. Пейзажные зарисовки, беглое описание нравов народов Кавказа, с представителями которых встречаются в пути автор и Максим Максимыч, само знакомство двух офицеров-попутчиков — все это яркие признаки путевого очерка. Автор поэтично описывает окружающий ландшафт, которым он имел возможность любоваться достаточно долго, учитывая небольшую скорость продвижения: «Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

Романтический пейзаж оттеняет реалистичное изображение бедной жилища: «...широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа. Посередине трещал огонек, разложенный на земле, и дым, выталкиваемый обратно ветром из отверстия в крыше, расстилался вокруг такой густой пеленою, что я долго не мог осмотреться; у огня сидели две старухи, множество детей и один худощавый грузин, все в лохмотьях».

 

Таким образом, в путевом очерке присутствуют и черты романа-описания нравов. Но внутри путевого очерка содержится рассказ Максима Максимыча, который имеет ярко выраженные черты бивуачного рассказа. Этот рассказ не ведется плавно и непрерывно, так как Максим Максимыч и его собеседник путешествуют, то и рассказ временно прерывается, а затем возобновляется: «...теперь вы мне доскажете вашу историю про Бэлу; я уверен, что этим не кончилось». В то же время рассказ Максима Максимыча имеет черты кавказской новеллы — здесь есть и описание нравов местного населения, и любовная история, и упоминание о войне русских с чеченцами.

 

Черты романа — описания нравов — характеризуют как повесть «Бэла», так и весь роман «Герой нашего времени» в целом. Речь идет и о нравах жителей Кавказа, но главным образом, конечно, о нравах светского общества, представителем которого является Печорин.


В следующей главе-повести «Максим Максимыч» снова обнаруживаются черты нескольких жанров. Повествование ведется от лица автора, чьи дорожные впечатления, соответственно, составляют основу путевого очерка. В характеристике, которую автор дает Печорину, ярко проступают черты описания нравов: Лермонтов не просто описывает внешность героя и его встречу с Максимом Максимычем, но знакомит читателя с собственными выводами относительно некоторых личностных особенностей героя, а также наглядно показывает его в процессе общения с другим человеком.

В главе «Тамань» повествование ведется от лица Печорина. Примечательно, что здесь, как и в первых двух повестях, путевые впечатления играют весьма заметную роль. Однако «Тамань» имеет признаки и другого жанра — авантюрного романа или романтической повести о разбойниках. Волею случая герой вынужден остановиться на квартире, где он то и дело сталкивается со странным поведением хозяев. Таинственный разговор слепого и дочери хозяйки, подслушанный Печориным на берегу моря, необычные выходки и внешняя привлекательность девушки, приглашающей офицера на ночную прогулку в лодке — все это создает атмосферу приключения, заставляет напряженно следить за развитием сюжета. То, что любовник хозяйской дочери оказывается контрабандистом, также усиливает авантюрный колорит повести; истории из жизни разбойников нередко использовались писателями-романтиками.

 

В главе-повести «Княжна Мери», в которой рассказ также ведется от лица самого героя романа, объединены черты дневника, светской повести, авантюрного романа и описания нравов. Личный, исповедальный характер этой повести проявляется в многочисленных раздумьях героя, анализирующего мотивы собственных поступков. Дневниковая форма повествования позволяет передать не только хронологическую последовательность событий, но и последовательность сменяющих друг друга мыс-лей и переживаний героя: «Перечитываю последнюю страницу: смешно! Я думал умереть; это было невозможно: я еще не осушил чаши страданий и теперь чувствую, что мне еще долго жить».

Как и полагается в авантюрном романе, в повести «Княжна Мери» возникает причудливая любовная коллизия, в которой, впрочем, не такое уж больше место отводится любви как таковой. Грушницкий пытается привлечь внимание Мери, но быстро надоедает ей и злится на Печорина, который без труда завоевал любовь девушки. Попутно развивается линия давней привязанности Печорина и Веры. Кульминационным моментом повести является дуэль между Печориным и Грушницким: авантюра закручена таким образом, что внешне кажется, будто причиной дуэли является Мери, но не она и не Вера, а подспудная неприязнь героев, которая наконец нашла выход. Несмотря на то что Печорин и Грушницкий какое-то время поддерживали иллюзию дружбы, мотив этой неприязни проскальзывает уже при первом упоминании о Грушницком: таким образом автор акцентирует внимание на конфликте, пока тот существовал лишь в виде неопределенной перспективы.

Как и во всех главах романа, в «Княжне Мери» сильно нравоописательное начало; не только характер Печорина, но и характеры других персонажей описаны с психологической убедительностью. Печорин делает и смелые обобщения, например, когда рассуждает о нравах женщин, приводит замечания относительно воззрений представителей светского общества: «Грушницкий, как тень, следует за княжной везде; их разговоры бесконечны: когда же он ей наскучит?.. Мать не обращает на это внимания, потому что он не жених. Вот логика матерей!»

 

Наконец, в последней главе-повести «Фаталист» снова сочетаются черты нескольких жанров: авантюры, нравоописания, бивуачного рассказа и, пожалуй, философской притчи, ведь вопрос о предопределении так и остается открытым, хотя как будто имеются все доказательства его существования.

 

Но для чего Лермонтов использовал в своем романе элементы различных прозаических жанров? Вероятно, это связано с неоднозначностью, сложностью характера героя: словно в мозаичной картине, в его душе соединяется в причудливом узоре темное и светлое, рассудительность и авантюрность, скука и жажда деятельности, эгоизм высшей степени и страстное стремление быть любимым... Использование в романе элементов различных жанров позволяет добиться именно такой мозаичной картины, отражающей особенности души героя.

Печать Просмотров: 33616