Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

 «Сказки» Салтыкова-Щедрина не случай­но называют итоговым произведением ав­тора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60-80 гг. XIX века, кото­рые волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях России выска­зывались многие точки зрения. Известно, что Салтыков-Щедрин был сторонником борьбы с самодержавием. Как и многие мыслящие люди того времени, он был увле­чен «народной» идеей и сетовал на пассив­ность мужика. Салтыков-Щедрин писал, что несмотря на отмену крепостного права, оно живет во всем: «в нашем темпераменте, в нашем образе мыслей, в наших обычаях, в наших поступках. Все, на что бы мы ни об­ратили наши взоры, все из него выходит и на него опирается». Этим политическим взглядам и подчинены журнально-публицистическая деятельность писателя и его ли­тературное творчество.

Писатель постоянно стремился сделать своих противников смешными, ибо смех - великая сила. Вот и в «Сказках» Салтыков-Щедрин высмеивает правительственных чи­новников, помещиков, либеральную интел­лигенцию. Показывая беспомощность и ник­чемность чиновников, тунеядство помещиков и одновременно подчеркивая трудолюбие, ловкость русского мужика, Салтыков-Щед­рин высказывает в сказках свою основную идею: мужик бесправен, забит правящими сословиями.

Так, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин показывает полную беспомощность двух ге­нералов, оказавшихся на необитаемом ост­рове. Несмотря на то, что кругом было в изо­билии и дичи, и рыбы, и плодов, они чуть не умерли с голоду.

Чиновники, которые «родились, воспита­лись и состарились» в какой-то регистрату­ре, ничего не понимали и не знали «даже слов никаких», кроме разве что фразы: «При­мите уверение в совершенном моем почте­нии и преданности», генералы делать-то ни­чего не умели и совершенно искренне вери­ли, что булки растут на деревьях. И вдруг их осеняет мысль: надо найти мужика! Ведь он обязательно должен быть, просто «где-ни­будь спрятался, от работы отлынивает». И мужик действительно нашелся. Он накормил генералов и тут же по их приказу послушно вьет веревку, которой те привязывают его к дереву, чтобы не убежал.

В этой сказке Салтыков-Щедрин высказы­вает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно под­чиняется беспомощным господам. Эта же мысль развивается автором в сказке «Дикий помещик». Но если генералы из предыдущей истории оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой сказки все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий дух. Поэтому столбовой дворянин Урус-Ку-чум-Кильдибаев всячески притесняет мужи­ков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Че­рез некоторое время «весь он... оброс воло­сами... а когти у него сделались железными». Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.

Глубокая вера Салтыков-Щедрина в скры­тые силы народа видна в сказке «Коняга». Замученная крестьянская кляча поражает своей выносливостью и жизнестойкостью. Все ее существование заключается в беско­нечной тяжелой работе, а тем временем сы­тые пустоплясы в теплом стойле удивляются ее выносливости, много рассуждают о ее мудрости, трудолюбии, здравомыслии. Ско­рее всего, в этой сказке Салтыков-Щедрин подразумевал под пустоплясами интелли­генцию, переливавшую из пустого в порож­нее, рассуждая о судьбах русского народа. Очевидно, что в образе Коняги отражен кре­стьянин-труженик.

Героями «Сказок» зачастую становятся звери, птицы, рыбы. Это говорит о том, что в их основе лежит русский народный фольк­лор. Обращение к нему позволяет Салтыко­ву-Щедрину е лаконичной форме и вместе с тем сатирически остро передать глубокое содержание. Возьмем, к примеру, сказку «Медведь на воеводстве». Три Топтыгина — это три разных правителя. По характеру они не похожи друг на друга. Один жестокий и кровожадный, другой не злой, «а так, скоти­на», а третий ленивый и добродушный. И каждый из них не в состоянии обеспечить нормальную жизнь в лесу. И стиль их прав­ления здесь ни при чем. Мы видим, что ни­что не изменило общий неблагополучный порядок в лесной трущобе: коршуны ворон ощипывают, а волки с зайцев шкуру дерут. «Таким образом, перед умственным взором третьего Топтыгина вдруг выросла целая те­ория неблагополучного благополучия», — иронизирует автор. Скрытый смысл этой сказки, в которой пародируются реальные правители России, в том, что без отмены са­модержавия ничего не изменится.

Говоря об идейном содержании «Сказок» Салтыкова-Щедрина, нужно отметить, что многие талантливые писатели XX века (Булга­ков, Платонов, Гроссман и др.) как раз и пока­зали в своих произведениях, что происходит, когда человек нарушает вечные законы раз­вития природы, общества. Мы можем ска­зать, что литература XX века, испытавшего потрясения социальных революций, полеми­зирует с литературой второй половины XIX века, в том числе с творчеством Салтыко­ва-Щедрина. События начала XX века приве­ли мыслящую интеллигенцию к разочарова­нию в народе, в то время как «мысль народ­ная» в XIX веке была определяющей у многих русских писателей. Но тем богаче наше лите­ратурное наследие, что в нем есть разные точки зрения на пути развития общества.

Печать Просмотров: 10111