1. Поэзия Пастернака — красота, «валяющаяся под ногами».
2. Отношение поэта к позиции советской власти в области культуры.
3. Истинность и Красота в искусстве.
4. Жизнь и Искусство.
Борис Леонидович Пастернак — поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум поэта хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях. Для Пастернака поэзия — высота, валяющаяся под ногами. Поэт сам настаивал на таком соединении противоположных понятий. Искусство, по убеждению поэта, не копирует жизнь, а вбирает ее в себя, чтобы выявить смысл и лежащие в ее основании Истину и Добро. Пастернак был уверен, что настоящее искусство не нуждается в романтических преувеличениях и украшательствах. Оно всегда реалистично.
Место человека в истории и, вообще, проблема бытия человека — важнейшая тема в творчестве поэта. Пытаясь выйти к пониманию сути мира, смысла жизни, поэт обращался к реальной действительности. Пастернак был убежден в независимости искусства, которое теряет право на существование, если подчиняется чьим-то требованиям. В двадцатых годах он возражал против новой политики советской власти, которая требовала изображения в творчестве строительства новой жизни, энтузиазм, любовь к партии. Поэт стремился не просто воспроизвести жизнь в ее узнаваемости и конкретности — он хотел донести свои впечатления о ней до читателей будущих времен, стремился отразить не только внешнюю сторону событий, но и их глубинную сущность:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути,
В работе,
В поиске пути,
В сердечной смуте.
Для поэта работа, поиски жизненных основ, попытки разобраться в себе и в людях и являлись смыслом жизни. Свое предназначение поэта он видел в том, чтобы донести до читателей Истину и Добро жизни, не требуя за это похвал или славы. Творчество зрелого Пастернака перестало быть необузданным, оно подчиняется его творческой воле. Стихи становятся лаконичными и стройными, в них ощущаются сила и яркость. В пятидесятые годы лейтмотивом нового цикла стихов становятся самоотверженность, самоотдача. Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» написано поэтом в период его «последних песен». Оно передает внутреннее восприятие поэтом своей роли и сути на земле.
Быть знаменитым некрасиво.
Не это поднимает ввысь.
Не надо заводить архива.
Над рукописями трястись.
Действительно, людская любовь мимолетна, несправедлива, подвержена моде. Но поэт выше толпы. Он творит для людей, не прислушиваясь к их восторгам и хуле.
Цель творчества — самоотдача,А не шумиха, не успех.Позорно, ничего не знача,Выть притчей на устах у всех.Пастернак относится к славе как к мирской суете, его искусство сродни небожителям, которые дарят людям блага, не требуя ничего взамен. Он испытывает радость от самого творчества. Оно — его стихия и способ существования. Поэт не может не сочинять, для него это значит — жить, изливая в звуках душу, наполняя мир красотой. Истинный художник — всегда первопроходец. За ним пойдут другие, может быть, даже не вспомнив, по чьим следам идут, но им будет легче, и это главное:
Другие по живому следуПройдут твой путь за пядью пядь.Но пораженья от победыТы сам не должен отличать.Лишь тогда рождается шедевр искусства, когда жива душа человека, когда она открыта миру и людям. По этим канонам жить тяжело, порой невыносимо, но такова судьба поэта. Если художник начинает себя беречь, экономить силы, то творчество перестает быть откровением, поэт перестает ощущать дыхание жизни, Истины. Стиль позднего Пастернака — просветленный. Но просветление не значит успокоение. В нем осталась прежняя ненасытность души, жажда понять и осмыслить непостижимые радости, противоречия и трагедии жизни:
И должен ни единой долькойНе отступаться от лица,Но быть живым, живым и только,Живым и только до конца.И в позднем творчестве Борис Пастернак старается жить полной жизнью, чтобы через искусство воплотить мельчайшие оттенки жизни, донести их до читателя. Пастернак стремился донести до читателя не только внешнюю сторону событий, но и их глубинную сущность. Он чувствовал громадную ответственность писателя за точную передачу смысла изображаемой им жизни, заботился о сохранении в сегодняшней действительности извечных моральных ценностей человечества. Длиной всего в несколько четверостиший, стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака заставляет по-новому взглянуть на творчество. Это не способ добывания денег, не работа — это образ жизни поэта, от которого он не может отказаться, пока жив.
В стихотворении «Быть знаменитым некрасиво...» Борис Пастернак употребляет фразеологизмы: «Быть притчей на устах у всех» и «Не видать ни зги». Они придают особую выразительность речи при малом объеме слов, и рождают ассоциации с разговорной речью, близкой к реальной, настоящей жизни. Повторение в последнем четверостишье слова «живым» указывает на большое значение, которым наделяет автор этот эпитет. Быть знаменитым некрасиво, но быть живым, живо откликающимся на все события жизни, любой человек просто обязан.