1. Дарование писателя.
2. Юношеские годы.
3. Символизм в творчестве Белого.
4. Основные темы и мотивы.
Судьба щедро наделила А. Белого в плане талантов и дарований. Великолепный прозаик, тонко чувствующий поэт, проницательный литературный критик, замечательный филолог, философ, признанный теоретик символизма, полемист, импровизатор, оратор, композитор — и это еще не весь список его достижений.
Б. Н. Бугаев, впоследствии взявший псевдоним Андрей Белый, родился в Москве в профессорской семье. Разносторонность образования мальчика во многом обуславливалась несхожестью в характерах, увлечениях и пристрастиях его родителей. С одной стороны, отец-математик, обладающий аналитическим складом ума и готовящий сына к карьере ученого физика или математика, с другой стороны, мать, любящая музицировать, прекрасно разбирающаяся в искусстве и литературе, с детства пристрастившая мальчика к чтению. Белый долго не мог определить своего предназначения в этой жизни, найти свой путь — слишком многое ему было интересно, более того, с первых шагов сулило успех. Поэт все же окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Однако всю жизнь был увлечен философией и литературой.
В конце XIX — начале XX столетия наблюдался расцвет русской поэзии. В это время творили А. А. Блок и В. В. Маяковский, В. И. Иванов и В. Хлебников, В. Я. Брюсов и И. Северянин. Шли активные поиски новых художественных средств и приемов в поэзии. Безусловно, Белый не мог остаться в стороне. Именно он стоит у истоков русского символизма. Новое направление не признавало поэтическую узость и практицизм. Требовались совершенно новые художественные методы для проникновения и раскрытия тайн человеческого бытия, постижения человеческой души. Не сразу новое направление нашло своих почитателей. Поэту-новатору пришлось не раз столкнуться с резкими отзывами критики на его произведения. Тем не менее символизм оказал огромное влияние на творчество многих поэтов. В своих поэтических произведениях он сумел создать свой удивительный мир, основывающийся на сплаве естественной соразмерности и откровенной дисгармонии, сочетании возвышенного и низменного, умиротворяющего и возмущающего:
И все же в суетности бренной
Нас вещие смущают сны,
Когда стоим перед вселенной
Углублены, потрясены, —
И отверзается над нами
Недостижимый край родной
Открытою над облаками
Лазуревою глубиной.
Лирический герой поэта также непредсказуем и подвижен. Он соединял в себе вещи, казалось бы, совершенно несопоставимые: хрупкость и стойкость, нежность и мужественность, доброту и ироничность. Он в какой-то мере отражал и самого Белого и его сотоварищей по поэтическому ремеслу, которым выпало жить в переходный период. Как писал сам поэт: «Мы — дети того и другого века; мы — поколение рубежа». Стихотворения поэта то легки и утончены, а то громоздки и массивны.
Пожаром склон неба объят...
И вот аргонавты нам в рог отлетаний трубят...
Внимайте, внимайте...
Довольно страданий!
Здесь явно просматривается тонкая граница между естественностью и наигранностью, природной гармоничностью рассудительностью. Нередко в произведения писателя вихрем врывается русская народно-плясовая и народно-песенная стихия. Перед глазами читателя возникают колоритные зарисовки обыденной жизни:
Что там думать, что там ждать:
Дунуть, плюнуть — наплевать:
Наплевать да растоптать
Веселиться, пить да жрать.
Гомилетика, каноника —
Раздувай-дува-дувай, моя гармоника!
С детства любивший музыку, поэт считал ее наиболее выразительным из искусств. Он обладал даром прекрасно чувствовать границу между звуком, словом, цветом. В некоторых своих произведениях он пытался перенести музыку на бумагу. Можно вспомнить его знаменитый роман «Петербург», созданный в стиле ритмической прозы. Не менее музыкальны и его поэтические симфонии в прозе: «Драматическая», «Северная симфония», «Кубок метелей» и др. Слово у Белого — это не просто звук, а еще и мелодия и целое музыкальное произведение:
Мои слова — жемчужный водомет,
Средь лунный слов, бесцельный, но вспененный, —Капризной птицы лет,Туманом занесенный.В лирике Белого часто затрагивается еще одна вечная тема — тема России. Поэт — патриот своей страны. Он любит и верит в великую будущность своей родины. Тем больнее ему видеть страдания русских людей:
Там — убогие стаи избенок,Там — убогие стаи людей.Мать Россия! Тебе мои песни, —О немая, суровая мать! —Здесь и глуше мне дай, и безвестнейНепутевую жизнь отрыдать.Рассуждая о родине, он говорил: «А вот что всерьез, это моя любовь к России и русскому народу, единственное, что во мне не разбито, единственная цельная нота моей души». В грозные годы в стихах поэта о родине даже появился некоторый надрыв, плавно переходящий в иступленное заклинание. Будучи интеллигентом, умнейшим и образованным человеком, Белый быстро осознал, какие тяжелые испытания еще ждут Россию. Революция —- это, по мнению поэта, искупительное страдание и великое народное очищение. Смятение и ожидание несчастья можно увидеть в стихах, написанных в 1917 году:
Рыдай, буревая стихия,В столбах громового огня!Россия, Россия, Россия, —Безумствуй, сжигая меня!В творчестве поэта представлена также и любовная тема, однако чаще всего она звучит печально. Поэт связывает это. чувство прежде всего с сердечной болью, страданием, одиночеством. Прекрасный сон всегда неминуемо заканчивается, и человек остается один на один со своими несбывшимися местами и ожиданиями.
Боль сердечный ран,И тоска растет.На полях — туман.Скоро ночь сойдет.Ты уйдешь, а яБуду вновь один...Очень часто в своих произведениях Белый обращался к теме смерти. Она и пугала, и одновременно притягивала его. Это и великое испытание, и освобождение от боли и страдания. Белый переживал, что не сможет правильно распорядиться отпущенным ему временем, что не успеет завершить все начатое им.
Золотому блеску верил,А умер от солнечных стрел.Думой века измерил,А жизнь прожить не сумел.Не смейтесь над мертвым поэтом:Снесите ему цветок.Безусловно, он являлся уникальной и неповторимой индивидуальностью со сложной трагической судьбой. По мнению известного литературоведа Д. Е. Максимова, «он был человеком, наделенным большой силой и большой слабостью, "русским странником", безбытным, бездомным, кочующим, неприкаянным, таким, как Велемир Хлебников, Марина Цветаева и Владимир Соловьев».