Короткий рассказ Платонова оставляет чувство горечи. Поневоле разочаровываешься в людях, которых изображает автор. Кажется, что в городе, где живет Юшка, нет ни одного порядочного и благородного человека, все превратились в тупых и опасных животных. Нравственная и духовная деградация, о которой говорит автор, приводит к появлению подобных монстров.
На Руси всегда почитали юродивых, они воспринимались не как люди, а почти как святые. Подобное отношение к блаженным передавалось из поколения в поколение. Но в рассказе Платонова мы видим совершенно иную картину. Несчастный старик Ефим (хотя стариком его назвать нельзя, ведь ему всего лишь около сорока) живет особой, никому не понятной жизнью. Юшка не беспокоится о собственном комфорте, ему чужда забота о благополучии. Он довольствуется такой малостью, чтобы только лишь не умереть с голоду.
Юшка полон любви к окружающему миру. Он не понимает жестоких детей, которые подвергают его обидам и насмешкам. Старик думает, что дети просто любят его, но не знают, как свою любовь выразить. У читателя дети не могут не вызывать отвращения, ведь в их детских душах уже прочно поселились и проросли такие качества, как жестокость, презрение, высокомерие. Из них вырастут такие же нравственные чудовища, как и их родители. А о взрослых следует сказать особо. Они полностью лишены человечности, им нет оправдания. Автор говорит о них: «У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью». Люди вымещали на Юшке свою злобу, избивали совершенно неповинного человека лишь за то, что он был на них не похож. Юшка безропотно воспринимал все побои и унижения. «От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточенье и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе».
Подобное отношение к совершенно неповинному человеку заставляет задуматься о таких вечных ценностях, как милосердие, доброта, сопереживание. В рассказе практически ничего не говорится о том, как живут те, кто обижает и унижает Юшку. Мы знаем лишь, что они говорят своим детям: «Вот ты будешь такой же, как Юшка! — Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!» За этими словами скрывается беспокойство о собственном благополучии. Безусловно, нельзя осуждать людей, если они думают о личном комфорте. Но кто дал им право так ненавидеть другого человека, имеющего такие же права на жизнь? Ведь сам Юшка лучше других понимает ценность жизни, в том числе и собственной. Он тяжело болен, в то время чахотка (туберкулез) была неизлечимым заболеванием. Но, несмотря на это, Юшка любит жизнь, наслаждается красотой природы, по-доброму относится к людям. Особенного внимания заслуживает тот факт, что Юшка отказывал себе во всем, чтобы девочка-си-рота могла учиться. Этот поступок говорит о том, что нравственно Юшка намного выше людей, которые его окружали. Они думали только о себе, их жизнь была похожа на пустое и бессмысленное существование животных. Они не сделали ни единого доброго поступка, погрязли в эгоизме и мелочности.
Юшка коренным образом от них отличается. В нем нет ни капли зла, зависти, ненависти. Даже по отношению к людям, медленно убивавшим его, у Юшки нет даже едва заметного злого чувства. Почему же окружающие люди не осознают всей низости своего поведения? Их поступки свидетельствуют о том, что общество деградировало, духовные ценности забыты. Жизнь в городе нам представляется мрачной, серой, унылой. Все до единого жители кажутся отвратительными существами. Если бы в рассказе говорилось о бедах и горестях, которые их подстерегают, у многих читателей это не вызвало бы ни жалости, ни сожаления. Люди, которые позволяют себе так издеваться над беспомощным и беззащитным стариком не заслуживают сочувствия. Юшке открыто желают смерти: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...» От таких слов становится страшно. И эти люди считают себя нормальными. А несчастного старика они сделали заложником своего настроения.
Писатель с горечью и болью констатирует, насколько страшно, если в людях утрачена человечность и доброта. Есть ли в их душах любовь? Или о ней уже никто не вспоминает, осталась одна лишь ненависть, всепоглощающая и звериная. Создается впечатление, что окружающие Юшку люди не любят никого, даже собственных близких. Ведь тот, в чьей душе прочно поселилась ненависть, вряд ли способен на любовь. Юшка безропотно сносит все мучения, которым его подвергают окружающие. Он и гибнет-то как раз из-за одного подлеца, который в очередной, недобрый час встретился на пути. Этот прохожий ударил Юшку и спокойно пошел домой пить чай. А несчастный старик умер. По сути своей Юшка стал серьезным испытанием для всех окружающих. Испытанием на человечность, которого они не выдержали. Ни у кого не возникло сожаления, когда стало известно о смерти Юшки.
Только потом, когда появилась незнакомая девушка, рассказавшая о том, что сделал для нее нищий старик, люди понемногу стали задумываться о его жизни. Но эти мысли были поверхностны и мимолетны. Как это ни парадоксально, но названая дочь Юшки, которая благодаря нему получила образование, стала в этом городе лечить несчастных от страшной болезни — туберкулеза. Заслуживают ли люди такой милости? На этот вопрос трудно ответить, тем более что девушка сделала свой выбор сама. Она помогала людям, несмотря на то, что Юшке никто так и не протянул руку помощи. Девушка-врач очень похожа на Юшку, несмотря на то, что она очень мало знала его. Она также добра, безответна, полна любви к окружающим. В ней нет ни капли расчетливости, она даже не берет деньги с больных. Финал рассказа внушает надежду, что хотя бы после того, как девушка появилась в городе, жители задумались о своем отношении к несчастному старику. Ведь если этого не произошло, жертва самого Юшки и его названой дочери выглядят напрасными.