Значительное место в творческом наследии М. Ю. Лермонтова занимает проблема взаимопонимания поэта и общества. Эти отношения рассматриваются как активные и часто даже враждебные.
Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении «Пророк». Нужно заметить, что этостихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в своем «Пророке»: «С тех пор, как вечныйсудия мне дал всеведенье пророка...»
Можно отметить преемственность в этих двух произведениях: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству итрагичности лирического героя Лермонтова. И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то у Лермонтова виденуже результат деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: «В менявсе ближние мои бросали бешено каменья». «Шумный град» встречает лермонтовского героя насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением.
Различие пророков Пушкина и Лермонтова даже внешнее. Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов жеподчеркивает в своем герое чисто человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробираетсячерез город, слыша за спиной оскорбительные возгласы:
Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!
У Пушкина мы видим веру в свободу, в людей, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежд иверы. Его стихотворение глубоко пессимистично.
Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как «Смерть Поэта», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель» и других.
Так, стихотворение «Смерть Поэта» не только прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу: за него поэт был сослан на Кавказ. В этомстрастном стихотворении, посвященном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, «кто жадною толпой» стоит у трона, кто явился истиннойпричиной гибели Пушкина: гонители таланта, сплетники, наушники, «свободы, гения и славы палачи».
В другом стихотворении, названном Лермонтовым «Поэт», эта тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и обществараскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной художественный прием — параллелизм образов. Стихотворение делится надве части. В первой Лермонтов рассказывает нам о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей настене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос егозвучал, «как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных») забыты, толпа презирает его. Но в заключение пессимистическийтон меняется на обнадеживающий:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк, Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья!
Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который является символом гражданской, Богом данной поэзии.
Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считатьНекрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов.