1. Факторы формирования личности в семье.
2. Общественно-политические настроения и их роль.
3. Ранняя лирика М. Ю. Лермонтова 1830-х годов.
4. Посмертные стихи М. Ю.Лермонтова 1840— 1841 годов.
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
М. Ю. Лермонтов
Пожалуй, невозможно найти во всей русской поэзии «Золотого века» поэта более романтичного в поступках и великого в своем противоречии, закрытого в общении и загадочного в помыслах, страдающего в глубине своей души и воскрешаемого вновь и вновь своей неповторимой и своеобразной лирикой, чем М. Ю. Лермонтов. Его одухотворенный и преисполненный свободы слог все еще пленяет сердца и умы поклонников его творчества, а также литературоведов, изучающих его жизнь и по сей день пытающихся разгадать тайны этого гениального человека.
Формирование творческой личности М. Ю. Лермонтова складывалось под влиянием многих факторов не только частной жизни поэта, но и общественной жизни страны.
Многие события, произошедшие в семье будущего писателя, навсегда оставили неизгладимый след и неизлечимую травму в его крайне чувствительной душе, что и стало основной причиной его одиночества, замкнутости и отчужденности уже во взрослом возрасте. Ранний уход из жизни глубоко любящей и заботливой матери, «ужасная судьба отца и сына — жить розно и в разлуке умереть...», серьезные болезни и тяжелые недуги в детстве, отсутствие столь нужного ребенку общения со сверстниками и отсутствие возможности развлекаться обыкновенными забавами и играми в кругу друзей, постоянные поездки с бабушкой и зарождение инфантильно-романтических чувств, — все это привело к раскрытию оригинальных сторон личности писателя, крайне индивидуальных проявлений многочисленных способностей и талантов. Совокупность подобных обстоятельств способствовала раннему взрослению, зарождению глубоких чувств и мыслей, появлению многогранных сочетаний любви, недоверия и обиды на самых близких людей, их ласку и заботу. Постоянная углубленность, всесторонний анализ себя и мира, подмена реальности фантазиями и воображением возвели огромную стену между внутренним миром поэта с его грезами и снами, яркими переживаниями и байроновским романтизмом и повседневной жизнью, полной грусти и тоски по «душе родной», уныния и неприкаянности, непонимания и безразличия со стороны людей.
Кроме этого, творчество М. (О. Лермонтова пришлась на невероятно динамичную первую четверть XIX века, время развития реакции, возникновения преследований полиции и жесткой цензуры, студенческих кружков и подъема народно-просветительской мысли и критики во главе с В. Г. Белинским и А. И. Герценом. Сама эпоха влияла на поэта, развитие у него трагического мироощущения, чувства безысходности, загнанности, постоянного преследования его мыслей и свободы самовыражения. Все эти ограничения закалили характер, придали его и без того самобытному стилю еще больше романтизма, возвышенности, героичности и одухотворенности.
Тема одиночества и тоски по свободе в разной степени проходит через все произведения Лермонтова, прослеживается и в ранней лирике, и в предсмертных стихотворениях. Загадочный мир души человека — безграничное пространство для творческой мысли.
В стихотворении «Одиночество» (1830) поэт признается не только в своей крайней отчужденности, отсутствии по-настоящему близких людей, друзей, серьезных сердечных привязанностей, но и в том, что ему «страшно жизни сей оковы в одиночестве влачить». Отсутствие человека, который бы понял и принял его израненную душу, он объясняет тем, что «делить веселье — все готовы: никто не хочет грусть делить». Подобное отсутствие перспективы уже в молодом возрасте приводит лирического героя к «гробу уединенному», который представляется ему единственным отдохновением от жизни, в которой «о смерти будут больше веселиться, чем о рождении...».
В минуты подобной грусти и тоски поэт задумывается не только о мире, который его окружает, но и о мире своих грез, фантазий. Таково стихотворение «Ангел» (1331), с его аллегорическим представлением мечты лирического героя в виде ангела, поющего «о блаженстве безгрешных духов» и «о боге великом». Искренность и безгрешность ангела, как и самого поэта, говорит о его принадлежности к иному, более чистому и светлому месту, нежели повседневная жизнь. Именно поэтому он стремится туда, «звуки небес» манят его куда больше, чем «скучные песни земли», внутренние переживания более динамичны и ярки по сравнению с серым миром, полным эгоизма и безразличия.
Раскрытие темы привязанности к иному миру дается в произведении «Земля и небо» (1830—1831). Несмотря на то что «счастье земное меньше в сто раз», в сердце поэта продолжает теплиться надежда на муки бытия — единственное чувство, которое уже «породнилось с душой». Если невозможно найти родного человека или родственную душу, остается следовать только за такими земными чувствами, как вера и надежда. «Небесное счастье темно и страшно», но именно земные муки так знакомы и понятны, что поневоле начинают отзываться в душе лирического героя как нечто дорогое и ценное..
Многообразие таланта Лермонтова зачастую проявляется в его пейзажных зарисовках, изображающих невинную красоту природы и незримую борьбу стихий. Так в стихотворении «Парус» (1832), мотив одиночества наконец начинает приобретать реальные черты. Стремление к покою и душевному отдыху от тоски и уныния в «краю родном» может быть реализовано лишь в постоянных духовных исканиях, непрекращающейся внутренней работе и самоанализе. Такая великая цель, как даже призрачная надежда на счастливую и полноценную жизнь требует от него неудовлетворенности в вечном поиске и борьбе: «А он, мятежный, просит бури...». В подобных стремлениях лирического героя еще одна причина невозможности для него мирного существования, успокоения дум и страстей. Сравнение с одиноким и мятежным кораблем лишь еще больше подтверждает это. Вообще для описания своих внутренних настроений и переживаний поэт часто обращается к образам природы: таковы например сосна из стихотворения «На севере диком стоит одиноко...» и утес из одноименного произведения.
Наряду с привлечением природных картин поэт часто обращается к гражданской тематике для излияния своей духовной апатии и пассивности в часы смертельной тоски через свое поколение, погрязшее «под бременем познанья и сомненья». Равнодушие, мелочность, зависть, пресыщенность, скупость, развратность, — эти качества, опостылевшие лирическому герою, он очень боится перенять от своего окружения, ведь частью этого потерянного поколения является и он сам. Жизнь, как «ровный путь без цели», ненавистна и бессмысленна для поэта. Хотя он и ощущает свое невероятное одиночество, свою скорбь по постепенной утрате «надежд лучших», жизнь все еще готова удивлять и восхищать его, поиск и воображе-