1. Общественно-политические настроения.
2. Новаторство в произведении.
3. Сходство и различие Базарова и Павла Петровича.
4. Характер Николая Петровича.
5. Жизненная позиция Аркадия.
И. С. Тургенев, как натура творческая и чувствительная, прекрасно видел и понимал, что происходит в социальной жизни его современников. Роман «Отцы и дети» был завершен в 1862 году, когда в обществе явно прослеживалось противоборство двух политических партий либералов-аристократов и революционных демократов. Безусловно, это не могло не отразиться в романе писателя, где конфликтные стороны представляют нигилист Евгений Базаров и дворянин Павел Петрович Кирсанов.
Будучи дворянином, Иван Сергеевич не мог разделять взглядов Базарова, который, по мнению автора, и являлся носителем революционных демократических идей. С другой стороны, Тургеневу как художнику были интересны эти люди, их характеры. Его отношение к своему герою далеко не однозначно, о чем свидетельствует и тот факт, что Евгений «подавляет все остальные лица романа». При написании своего романа Иван Сергеевич проявил некоторое новаторство в плане построения сюжета и самой идеи произведения. Это было новое веяние в художественной литературе того времени. Роман Тургенева полностью лишен привычных традиционных элементов любого другого художественного произведения. Здесь трудно обнаружить развязку или завязку сюжета, не существует строгого плана, определяющего ход действия. С другой стороны, в произведении можно увидеть хорошо прорисованные сильные характеры, наблюдения и картины из обыденной жизни помещиков и крестьян. Отсутствие строго выверенных художественных компонентов совершенно не умаляет ценности этого произведения, поскольку здесь осуществляется тщательный психологический анализ человеческой личности, проявляется отношение автора к своим героям.
С первого знакомства с главными героями романа Евгением Базаровых и Павлом Петровичем Кирсановым становится ясно, что эти люди не смогут не противостоять друг другу. Автор еще более подчеркивает это, давая подробнейшее описание внешнего облика своих персонажей. «Изящный и породистый» Кирсанов не мог не раздражать нигилиста своими откровенно аристократическими замашками, классическими чертами лица, белоснежными воротничками, красивыми руками с длинными розовыми ногтями. А Павел Петрович с явной неприязнью смотрел на широкий плебейский лоб, «крупные выпуклости просторного черепа», длинные волосы и широкие одежды нечаянного гостя. Уже при первом знакомстве друг с другом между этими людьми вспыхнул огонек неприязни, который впоследствии разросся до настоящего конфликта между старшим и младшим поколениями. Нигилист, привыкший работать и с практической стороны подходить к любому явлению окружающей жизни, безусловно, не мог понять аристократа, заточившегося в деревне и рассуждающего о тонких материях. Евгений раздражал Кирсанова своей ограниченностью по поводу не материальных, а духовных ценностей.
С другой стороны, эти главные герои романа невероятно близки друг другу. Оба до неистовства верны своим однажды сложившимся взглядам и не готовы пойти хотя бы на малейший компромисс. Нигилист ратует за свободомыслие, отвергая все не вписывающееся в границы материальной действительности, а аристократ с не меньшим рвением консервативен во всем, чувствуя себя настоящим джентльменом. Оба ни на йоту не могут отступить от своих «принципов», хотя один из них, в частности молодой человек, уверен, что вообще лишен каких-либо принципов: «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Несмотря на идеологические различия, по характеру Кирсанов и Базаров сильно похожи. Оба используют свой внешний облик для демонстрации своих взглядов. Отсюда и балахоны вместо одежды, длинные волосы, бакенбарды Евгения, безукоризненный костюм, крахмальные тонкие рубашки, отполированные ногти Павла Петровича. Упрекая своего соперника в лени и отсутствии каких-либо попыток сделать что-нибудь полезное для общества, Базаров, по большому счету, и сам для себя еще не определил четкой цели, не нашел своего предназначения в этой жизни. Именно поэтому, выступая в споре в роли обличителя, Евгения мешкает с ответом на вопрос Кирсанова: «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить».
За него заступается Аркадий, утверждая, что задача нигилистов заключается только в разрушении всего старого, в освобождении нового места. Не только Кирсанов почувствовал слабину в рассуждениях Базарова. Одинцова также быстро почувствовала отсутствие главной жизненной цели у своего нового знакомого. Обладая невероятной проницательностью, она не может поверить, что Евгений, наделенный столь высокой долей самолюбия, способен довольствоваться деятельностью обычного уездного лекаря. На что главный герой отвечает: «Да и, кроме того, что за охота говорить и думать о будущем, которое большею частью не от нас зависит? Выйдет Случай что-нибудь сделать — прекрасно, а не выйдет — по крайней мере, тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал». Кирсанов искренне уверен, что Базаров не более чем позер и своей теорией прикрывает свое невежество и плохие манеры: «...прежде нужно было учиться... а теперь им стоит сказать, что все на свете вздор... и дело в шляпе... прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты». Если в начале романа читатель явно чувствует пропасть; разделяющую младшее и старшее поколения, то по ходу развития действия становится понятно, что ее как таковой и не существует вовсе. Несмотря на то что молодые люди, разговаривая между собой о братьях Кирсановых, не называют их иначе, как «старички», автор точно указывает возраст Николая Петровича и Павла Петровича.
В результате становится видно, что не такие у них преклонные годы, чтобы записывать их в старики, а тем более по современным меркам. Еще больше приближает отца Аркадия к новому поколению его молоденькая жена и грудной сын, семья как бы указывает читателю, что Николай Петрович находится в самом расцвете сил. Именно он в большей степени и противостоит нигилистическим идеям сына и его друга. Павел Петрович ненавидит Базарова, вступая с ним в дебаты, он отстаивает свою точку зрения исключительно на словах, однако только Николай Петрович без лишних разговоров занимается делом. Он не испытывает по отношению к Евгению сильно негативных эмоций, подобно своему брату. Более того, он уважает мнение этого человека, заслуженно считая его умным и начитанным. Кирсанов живо интересуется и научными химическими опытами своего гостя, как губка, впитывая все новое и интересное. Вместе с тем именно Николай Петрович, единственный из всех занимающийся практической деятельностью, может противостоять нигилисту, поставить под сомнение его доводы по поводу материальности всего происходящего. Кирсанов не просто рассуждает, а старается что-то изменить в окружающей жизни, для чего создает ферму, отдает часть земли крестьянам. Своим, казалось бы, незаметным трудом он добивается значительно больших результатов, нежели все вместе взятые нигилисты, ратующие за свободу и отвергающие идеалы ради улучшения жизни. Николай Петрович сильно переживает из-за своих разногласий с сыном.
Он первым делает шаг навстречу и старается понять новое поколение. Иногда он чувствует, что в чем-то отстает от передовой молодежи, что-то для него уже недосягаемо. Однако это осознание еще больше подстегивает Кирсанова с утроенным рвением заниматься практической деятельностью. Только работа позволяет ему доказать окружающим и самому себе, что он еще жив и молод, что, пока он может приносить пользу своей семье и государству, его еще рано списывать со счетов. С сожалением Николай Петрович вспоминает о своих заблуждениях юных лет, о своих спорах со своей матерью, которую ввиду неопытности считал отставшей от жизни и слишком старой, чтобы воспринимать новые веяния, взгляды. Теперь «этой же пилюлей» его потчует родной сын.
Конфликт, разгоревшийся на первых страницах, затихает в произведении как бы сам собой. После отъезда нигилиста в семье Кирсановых вновь воцаряется спокойствие. Аркадий постепенно отдаляется от своего приятеля и попадает под влияние умной и практичной Кати. Раздражение против Евгения, зародившееся в душе молодого человека еще в период дружбы со своим невольным наставником. Разрастается до такой степени, что разваливает всю дружбу. Аркадий, также не лишенный проницательности, начинает замечать, что слова друга не всегда соответствуют его поступкам. Вызывают недовольство острые и не всегда безобидные высказывания Евгения о родных и знакомых Кирсанова-младшего.
В результате Базаров уезжает в имение своего отца, где вскоре получает заражение и умирает. Аркадий же перенимает опыт своего отца, сближаясь с ним все больше и больше. Ему нравится заниматься хозяйственной деятельностью, нигилистические наклонности отходят на второй план, пока вообще не остаются где-то далеко в прошлом. Молодой человек, обладающий творческой натурой, любящий музыку и поэзию, осознает несостоятельность теории своего друга и быстро отказывается от нее.