Рассказ «Хорь и Калиныч» появился в журнале «Современник» и имел такой успех, что Тургенев решил писать цикл небольших произведений о жизни простого народа, объединенных образом повествователя-охотника. Его рассказчик беседует с людьми, которых встречает, всматривается в них, описывает их мысли, чувства, сопереживает им. В этом цикле рассказов писатель пытается сделать то, за что до него никто еще не брался - изучить характеры крепостных крестьян и поведать об их судьбах. Поэтому можно сказать, что Тургенев в этих рассказах попытался запечатлеть живую душу народа, обрисовать черты национального характера.
Причем Тургенев вовсе не идеализирует крестьян. Особенно это видно в сцене рассказа «Певцы», где после такого возвышенного и красивого, берущего за душу пения тот же Яков-Турка напивается и оказывается мужиком, чьи «мокрые волосы клочьями висели над... страшно побледневшим лицом».
Для писателя русский национальный характер складывается из очень непохожих, порой даже противоположных типов. Разница здесь видна и в портретных зарисовках, и в описании деревень, где живут крестьяне, и в их отношении к жизни.
«Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах». Таким описанием начинается «Хорь и Калиныч» -рассказ об очень несхожих между собой крестьянах, каждый из которых вызывает у рассказчика симпатию, которая передается и читателю.
Хорь - оброчный мужик, поселившийся на болоте после того, как у него сгорел дом. Описывая его внешность, писатель сравнивает крестьянина с древнегреческим философом: «Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос». И тут же добавляет.нравствснную характеристику: «Он, казалось, чувствовал свое достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных своих усов».
Хорь хитер и чрезвычайно осторожен. Могу предположить, что отсюда и прозвище его. Из осторожности он выражается мудрено, стараясь не перечить барину. «Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист». Он любознателен, расспрашивает заезжего барина о житье за границей, замечает: «Это у нас не пошло бы, а вот это хорошо - это порядок».
Хорь умен, его познания по-своему обширны. Рассказчик отмечает, что, толкуя с Хорем, он «в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика». Но тут же признает, что читать Хорь не умел и из всех детей лишь один его сын одолел грамоту.
Толковый и работящий мужик, он сумел разбогатеть, стал главой большой и крепкой, «покорной и единодушной» семьи. В доме у него очень чисто, гостям с порога предлагают хороший квас, пшеничный хлеб, соленые огурцы, есть здесь и молоко, и сахар.
Из разговоров с Хорем рассказчик вынес убеждение, что «русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед».
Среди странностей Хоря автор отмечает его предрассудки. Так, он презирал баб, тешился и издевался над ними. Быть может, причиной тому злая и сварливая жена.
Калиныч, пожалуй, полная противоположность Хоря. Его добродушное лицо было «кротким и ясным, как вечернее небо». По характеру он добрый, веселый, усердный и услужливый. Служил он без раболепства, но за своим барином досматривал, как за ребенком. И все бы хорошо, только вот «хозяйство в исправности содержать не может». И еще он не любил рассуждать, всему верил слепо.
Калиныч, как можно прочитать в рассказе, «принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных». Жены, которая у него была когда-то, он боялся, а детей у него не было вовсе.
Калиныч близок природе, наблюдателен. Он имеет свои таланты: умеет заговаривать кровь, испуг, бешенство, выгонять червей, у него легкая рука, ему повинуются животные, он умеет играть на балалайке и поет.
Считается, что именно песня прекрасно передает народную душу. В рассказе «Певцы» Тургенев дает возможность читателю понаблюдать за состязанием двух народных певцов. «Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны... От каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами». Рассказчик, слушая это пение, вспоминает море и чайку. Другие посетители кабака не в состоянии спокойно слушать. Они вполголоса подхватывают песню, подбадривают певцов, высказывают свое восхищение, сопереживая, плачут.
Я думаю, что, рассказав о высоких душевных качествах простых русских людей, об их природном уме, сметке, чуткости и отзывчивости, Тургенев в «Записках охотника» показал, как он сам говорил, что в русском человеке таится и зреет зародыш будущих великих дел.