Свою пьесу «Вишневый сад» сам А. П. Чехов называл комедией. Но ведь пьеса-то грустная!.. Так в чем же дело?
Как известно с самого начала, имение обречено; обречены и герои — Раневская, Гаев, Аня и Варя — им не на что жить, не на что надеяться. Предлагаемый Лопахиным выход для них невозможен. Все для них символизирует прошлое, какую-то давнюю, прекрасную жизнь, когда все было легко и просто, даже умели сушить вишню и возами отправлять в Москву...
Но теперь сад состарился, урожайные годы редки, способ приготовления вишни забыт... Постоянное неблагополучие чувствуется за всеми словами и поступками героев... И даже надежды на будущее, высказанные одним из самых деятельных героев Лопахиным, неубедительны. Неубедительны и слова Пети Трофимова: «Россия — наш сад», «надо работать».
Ведь сам Трофимов — вечный студент, который никак не может приступить к какой-либо серьезной деятельности. Неблагополучие и в том, как развиваются отношения между героями (Лопахин и Варя любят друг друга, да почему-то не создают семью), и в их разговорах.
Каждый говорит о том, что его интерес у е т в данный момент, и не слушает других. Героям Чехова свойственна трагическая «глухота», поэтому в диалогах смешивается важное и мелкое, трагическое и глупое.
Ведь в «Вишневом саде», как и в жизни, перемешаны обстоятельства трагические, драматические и комические. Везде виден разлад, даже в том, что слуги ведут себя, как господа. Фирс говорит, сравнивая прошлое и настоящее, что «все враздробь». Характерно и то, что его забывают в имении...
А как символичен — «звук лопнувшей струны»! Если натянутая струна — готовность, решительность, действенность, то лопнувшая струна — конец. Правда, есть еще неясная надежда, ведь повезло же соседнему помещику Симеонову-Пищику: он не лучше других, а у него то глину нашли, то прошла железная дорога...
Жизнь трагична, непредсказуема и смешна — об этом и говорит Чехов в своих пьесах. И поэтому так трудно определить их жанр — ведь автор одновременно показывает все стороны нашей жизни...