Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

1. Общий замысел романа.
2. Образ Евгения Онегина
3. Образ Татьяны Лариной
4. Сравнительная характеристика героев.
5. Авторское отношение к высшему обществу.

 

Роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина — первое стихотворное произведение, соответствующее реалистической направленности. В нем автор произведения, блистательный поэт и прозаик мировой известности представил широкую панораму общественной жизни высшего общества Москвы и Петербурга первой четверти XIX века. Критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман «энциклопедией русской жизни» — в нем блистательно и живо показана жизнь общества, приведены основные человеческие типы того времени, выведен характер отношений представителей высшего света и простолюдин.

Большая роль в романе принадлежит изображению русского провинциального дворянства, весьма характерного для пушкинской эпохи. Часто в произведениях этого времени автором сознательно или бессознательно на первое место выдвигался конфликт между двумя стихиями — европеизированным, блестяще образованным и воспитанным обществом Петербурга и простым, патриархальным, незатейливым, хранящим «привычки милой старины» уездным или провинциальным дворянством. В «Евгении Онегине» также стоит подобный конфликт, отраженный в отношениях главного героя и Татьяны Лариной. Первая глава романа повествует читателю о повседневной, обыденной жизни главного героя. Подробно описаны его день, привычки в еде и вкусы в одежде, литературные предпочтения. Автором дан анализ воспитанию, полученному Онегиным в детстве и типичному для представителей дворянства того времени: герой не получил должной пищи для сердца

... бранил Гэмера, Феокрита...
и ума
...мы все учились понемногу
чему-нибудь и как-нибудь...

но зато с блеском усвоил правила поведения в обществе:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!
Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!
Одним дыша, одно любя,
Как он умел забыть себя!

Автор очень точно и детально описывает времяпрепровождение юного повесы, быт и интересы героя. Не удивительно, что при такой жизни молодого человека настиг «сплин» или «вечная русская хандра». Эта болезнь стала естественной реакцией мыслящего человека на пустоту и никчемность подобной жизни.

В начале произведения надо отметить положительное, сочувствующее отношение автора к своему герою, более того, читатель может встретить и открытое признание: «мне нравились его черты...» отмечаются черты характера, сближающие поэта с героем, например, привычка к частоте

«быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»,

любовь к театру и дамам.

Но при этом автор не устает разграничивать свой голос с голосом героя, повторяя о различиях между ним и Евгением. И главным таким различием становится отношение к природе. Онегина к ней, как и ко всему остальному, по началу привлекала новизна: «...и очень рад, что прежний путь переменил на что-нибудь». Но скоро она исчезает:

Два дня ему казались новы

Уединенные поля...
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле,
Потом уж наводили сон... —
уступив место привычной хандре.

У автора сохранилось чистое отношение к природе, как к положительному началу, дающему силу для вдохновения. Он говорит о себе как о «простом воспитаннике природы», рожденном «Для жизни мирной, для деревенской тишины». Подобное трепетное отношение к природе наблюдается у героини романа, Татьяны Лариной. Именно в ней она видит успокоение и путь к спокойной жизни. Перед ее переездом в Петербург звучат строки:

Она, как с давними друзьями,
С своими рощами, лугами
Еще беседовать спешит.

Потому, попав в высший свет, в «шум блистательных сует», героиня более всего тоскует о своей прежней, «полевой» жизни. Сам Пушкин считал, что все истинно русское, народное, должно находиться в гармонии с национальной природой, уметь находить в ней красоту и любить ее. Потому и Татьяна Ларина, несмотря на ее «неспособность» говорить на родном языке, изображена с «русской душой».

Героиня «верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны», была гораздо ближе к народной жизни, чем испорченный светом Евгений. Она общалась с народом, со своими крепостными. Ее няня тоже из крестьян. Стала Татьяне второй матерью и лучшей подругой, которая доверяла ей все свои сердечные тайны. И гадает героиня по старому русскому обычаю вместе со своими крепостными девками:

Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход.

При этом автор не идеализирует деревенскую жизнь, отмечая, что «Вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор» ничем не лучше «бессвязного пошлого вздора», царящего в столичных гостиных.

Неторопливый и размеренный деревенский уклад, однако, дает ничуть не больше возможностей для реализации, чем высший свет. Этому в подтверждение дана Ольга, красивая девушка, воплощение образа того времени («глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные»), совершенно лишенная духовного содержания.

Она не стремилась к духовному росту, к новым знаниям, ей хватало для комфортной жизни «потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем» с соседями. Не долго плакала Ольга после гибели Ленского, смога быстро утешиться и выйти замуж за проезжего улана. Читатель может догадаться, что в будущем ее ждет такая же судьба, которой оказалась достойна ее мать. Татьяне же «романы заменили все, она влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо». При этом героиня чужда окружающим ее людям:

Она в семье своей родной казалась девочкой чужой...
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела...
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей...

Татьяна также одинока в своем окружении, насколько одинок и не принят обществом Онегин. Но Татьяна ближе к простому народу, у нее есть отдушина, где героиня может быть счастлива. Не случайно именно с образом этой девушки связано большое количество фольклорных элементов в тексте. Ее сон, важный для основных событий романа, напоминает русскую сказку с чередой странных героев. С типичным для фольклора изображением нечистой силы: полужуравль и полукот, карла с хвостиком, живая мельница.

 

Заслуга Пушкина как автора романа заключается и в создании нового, не виданного доселе в русской литературе образа истинно русской героини. Таким образом, отношение общества и героя понимается на сравнении образов Евгения и Татьяны. Если девушка, сознательно огораживает себя от суеты высшего света, то Онегин, устав от общества, вытесняется самим обществом. При этом блеск высшего света Татьяной отрицается, она близка природе и народу, поэтому более полноценна, чем герой, далекий от родного народа.

 

Автор в произведении дает свое отношение к дворянству столичному, при этом отношение это двойственное, и положительным назвать его очень трудно.

Печать Просмотров: 28187