В первой главе уже сказано об Онегине: «друзья и дружба надоели». Вероятно, Онегин выбрал своим идеалом героя произведений Байрона. Кроме того, через несколько глав мы узнаем о том, что в кабинете Онегина находится бюст Наполеона: «Мы почитаем всех нулями, а единицами — себя. Мы все глядим в Наполеоны...». Разве это не об Онегине? Герой скучает. Но почему хандра овладела им? В Онегине нет желания действовать, изменить что-либо, протестовать. Бездействие, ничегонеделание ему наскучило (как, впрочем, и балы, и светское общество), но и делать он ничего не хочет.
И с Ленским Онегин подружился просто потому, что больше в деревне общаться было не с кем. Пушкин называет их (Ленского и Онегина) «от делать нечего друзья». Это так и было — им обоим действительно было нечего делать: Онегину из-за его скуки и хандры, а Ленскому из-за его неопытности и наивности — он не знал настоящей жизни, не мог найти свое место в ней. И автор, и Онегин — они оба старше Ленского — иронично относятся к его романтической натуре. Онегин намного опытнее, пресыщен жизнью — он мог бы стать для Ленского своего рода наставником, покровителем.
Любовь Ленского к Ольге — также плод его романтического воображения. Нет, он не любил Ольгу, он любил образ, созданный им самим. Романтический образ. А Ольга... Обыкновенная провинциальная барышня, портрет которой автору «надоел... безмерно». Недаром Онегин сказал: «Я выбрал бы другую, когда бы был как ты, поэт...». Но почему же Онегин так уверен, что не сможет полюбить сам? Он встречает Татьяну, ту самую «другую», и она признается ему в любви.
А что же Онегин? Он уверен, что «не создан для блаженства». Но на самом деле он просто боится полюбить, боится пробудить забытые чувства.
Онегин и Ленский поссорились из-за пустяка — Онегин дважды пригласил Ольгу на танец. Небольшая месть за то, что Ленский пригласил его на бал, куда съехалась вся округа, «сброд», который Онегин ненавидел. Но Ленский воспринимает все иначе — для него это измена, крушение надежд.
В тот момент, когда Онегин получил вызов, ему следовало отговорить Ленского от дуэли, выяснить все мирным путем, объясниться. Но помешало пресловутое общественное мнение. И оно было для Онегина сильнее дружбы.
И вот «любовь» Ольги: она поплакала, погоревала, вышла замуж за военного и уехала с ним. Иначе любит Татьяна. В Онегине она «должна... ненавидеть убийцу брата своего». Должна, но не может. И после посещения кабинета Онегина она начинает все больше понимать истинную сущность Онегина — перед ней открывается Онегин настоящий. Но Татьяна уже не может разлюбить его. И, вероятно, не сможет никогда.
Итак, проходит три года, Татьяна и Онегин вновь встречаются. Но уже в другой обстановке — в Петербурге, в светском обществе, Татьяна замужем, Онегин вернулся из странствия. И теперь в Онегине просыпается любовь. Любовь к той, которой он благородно отказал несколько лет назад. Что движет им? Любит ли он прежнюю Татьяну или только такую, какой она стала сейчас? Нет, Татьяна не изменилась — изменился Онегин. Он смог «обновить свою душу». Он смог полюбить. Но слишком поздно. Татьяна, несмотря на то, что вышла замуж не по любви, не может разрушать жизнь мужа, человека, любящего ее, только ради своего счастья.
Таким образом, в романе представлены различные «модели» любви, дружбы, но главный герой не способен проявить себя в чувстве. Он одинок и несчастен, но виноват в этом только он сам.