Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

Нельзя не согласиться с Гончаровым, что фигура Чацкого определяет конфликт ко­медии — конфликт двух эпох. Он возникает потому, что в обществе начинают появ­ляться люди с новыми взглядами, убежде­ниями, целями. Такие люди не лгут, не при­спосабливаются, не зависят от обществен­ного мнения. Поэтому появление таких людей в атмосфере низкопоклонства и чи­нопочитания делает их столкновение с об­ществом неизбежным. Проблема взаимо­понимания «века нынешнего» и «века ми­нувшего» была актуальна для времени создания Грибоедовым комедии «Горе от ума», актуальна она и в наши дни.

Итак, в центре комедии — конфликт меж­ду «одним здравомыслящим человеком» (по оценке Гончарова) и «консервативным большинством». Умных людей реакционе­ры считали вольнодумцами. Именно на этом основано внутреннее развитие кон­фликта Чацкого и окружающей его фамусовской среды, конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим».

«Век минувший» в комедии представлен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и Ска­лозуб, и Репетилов, и Молчалин, и Лиза, и Софья. Одним словом, — их множество. Прежде всего выделяется фигура Фамусо­ва, старого московского дворянина, заслу­жившего общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел, в общем, — радушный хозяин. Но это лишь внешняя сторона.

Автор раскрывает образ Фамусова все­сторонне.   Это убежденный  крепостник, яростный противник просвещения. «Со­брать все книги бы да сжечь!» — воскли­цает он. Чацкий же, представитель «века нынешнего», мечтает «в науку вперить ум, алчущий познаний».  Его возмущают по­рядки, принятые в фамусовском общест­ве. Если Фамусов мечтает повыгоднее вы­дать замуж свою дочь Софью, прямо гово­ря ей: «кто беден, тот тебе не пара», то Чацкий жаждет «возвышенной любви, пе­ред которой мир целый... — прах и суета». Стремление Чацкого — это служить отече­ству, «делу, а не лицам». Он презирает Молчалина,  привыкшего угождать «всем людям без изъятья»:

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцарудворникудля  избежанья  зла,

Собаке дворника,   чтоб ласкова была!

С горечью говорит о таких лю­дях: «Молчалины блаженствуют на свете!» Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он даже талант­лив. Он заслужил расположение Фамусо­ва, любовь Софьи, был награжден. Двумя качествами своего характера он дорожит больше всего: умеренностью и аккурат­ностью.

Во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются и вы­смеиваются представления «века минув­шего» о карьере, службе, нравственности и т. д. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он хочет убедить Чацкого служить, «на старших глядя», «подставить стул, поднесть платок». На что Чацкий возражает: «Служить бы рад, при­служиваться тошно». Чацкий очень серьез­но относится к службе. И если Фамусов от­носится к ней формально, бюрократически («подписано, так с плеч долой»), то Чацкий говорит: «Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа». О делах Фа­мусов беспокоится только с одной сторо­ны, боясь смертельно, «чтоб множество не накоплялось их».

Представителем «века минувшего» яв­ляется и Скалозуб. Именно такого зятя мечтает иметь Фамусов. Ведь Скалозуб «и золотой мешок, и метит в генералы». Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского време­ни. «Хрипун, удавленник, фагот. Созвез­дие маневров и мазурки», он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. «Ученостью меня не обморочишь», — го­ворит Скалозуб.

Совершенно очевидно, что сама атмо­сфера фамусовского общества заставля­ет представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества. Так, Софья использует свой острый ум для от­кровенной лжи, распространяя слух о су­масшествии Чацкого. Софья вполне соот­ветствует морали «отцов». И хотя она ум­ная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, воспита­ние сделало ее представительницей об­щепринятых в этом кругу взглядов. Она не способна понять Чацкого, оценить по до­стоинству его острый ум. Не понимает она и Молчалина, который «любит ее по долж­ности». В том, что Софья стала типичной барышней фамусовского общества, она не виновата. Виновато общество, в кото­ром она родилась и жила, «она загублена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха» (Гончаров. «Мильон терзаний»).

Очень интересен еще один персонаж ко­медии. Это Репетилов. Он совершенно беспринципный человек, «пустомеля», но он единственный считал Чацкого «высо­ким умом» и, не веря в его сумасшест­вие, назвал свору фамусовских гостей «химерами» и «дичью». Таким образом, он хоть на одну ступеньку оказался выше их всех.

«Так! Отрезвился я сполна!» — воскли­цает Чацкий в финале. Что же это — пора­жение или прозрение? Да, финал комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, ска­завший так: «Чацкий сломлен количест­вом старой силы, нанеся ей в свою оче­редь смертельный удар качеством силы свежей». И я полностью соглашусь с Гон­чаровым, считающим, что роль всех Чац­ких — «страдательная», но в то же время всегда «победительная».

Герой противостоит обществу невежд и крепостников. Он разоблачает знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плу­тов и доносчиков. В своем знаменитом монологе «А судьи кто...» он резко крити­кует подлый и пошлый фамусовский мир, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики меняли людей-крепостных, спасавших «и честь, и жизнь... не раз» на «борзые три собаки». Чацкий провозглашает иные иде­алы: гуманность и честность, ум и культу­ру. Он выступает против всего косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Россию просвещенной, передовой страной. Свои взгляды он отстаивает со всеми действу­ющими лицами комедии, употребляя на это весь свой ум. И общество мстит Чац­кому за правду, за попытку нарушить при­вычный уклад жизни. «Век минувший», то есть фамусовское общество, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй, который является основой благополучия этого общества. Прошедший век, которым так восхищает­ся Фамусов, Чацкий называет веком «по­корности и страха».

Сильно фамусовское общество, тверды его принципы, но единомышленники есть и у главного героя. Это двоюродный брат Скалозуба («Чин следовал ему — он служ­бу вдруг оставил...»), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно гово­рит «мы», «один из нас», выступая, таким образом, не только от своего лица. Так А. С. Грибоедов хотел намекнуть читате­лю, что время «века минувшего» проходит, а ему на смену приходит «век нынешний», сильный, умный, образованный.

Комедия «Горе от ума» имела огромный успех. Она разошлась в тысячах рукопис­ных экземпляров еще до того, как была напечатана. Передовые круги горячо при­ветствовали появление этого произведе­ния, а представители реакционного дво­рянства высказывали свое возмущение. Так в реальной жизни столкнулись «век минувший» и «век нынешний».

Печать Просмотров: 16264