Центральный композиционный прием в стихотворении «Нате!»— антитеза. Уже само броское название красноречиво свидетельствует об этом. Ранний лирический герой В. Маяковского романтически противопоставляет себя всему человечеству. Он пытается взглянуть на мир со стороны. И этот вид ужасает его. Противостояние романтически окрыленного лирического героя и обрюзгшего мира подчеркивают и местоимения «я» - «вы», контрастно противопоставленные в структуре стихотворения.
Художественно сниженному образу толпы противостоит и сам город. Это противостояние подчеркивает антитеза «чистое»-- «грязное». Утренний пустой переулок чист и прекрасен. И вот, постепенно выползая из своих домов, обыватели начинают его пачкать:
Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир.
В. Маяковский использует в данном произведении прием эпатажа. Он словно хочет разозлить, шокировать своего читателя и одновременно с этим заставить его задуматься о ценностях непреходящих и вечных, которые, увы, подменяются стремлением к внешней красивости.
Поэта раздражает это общество сытых и самодовольных, омещанившихся горожан, разодетых, накрашенных и под этой благопристойной личиной замаскировавших гнуснейшие и злобные души, сохранение чистоты которых, увы, подменяется обществом стремлением к внешней красивости.
Каждый в городе живет своей суетной повседневной жизнью. Ему и дела нет до нашего лирического героя. Он, несомненно, обижен и обделен вниманием. Может быть, поэтому ему так хочется побольнее уколоть, задеть обывателей.
Что же провозглашает В. Маяковский ценностью высшего порядка? Это духовная жизнь человека, его радости и страдания. Это способна воплотить,, прежде всего, поэзия. Ей в произведении и посвящены практически все возвышенные изобразительно-выразительные средства («стихов шкатулок», «бесценные слова», «бабочка поэтапного сердца»).
Раннего Маяковского критика часто упрекает в эгоизме. Однако важно, что он стремится противопоставить миру не себя (как конкретную личность), а тип поэтической души, философски одаренного существа. Поэт всматривается в окружающих, сначала пытается рассмотреть людей по одному, затем все типы и лики сливаются.
В этом стихотворении чувствуется игра в отсылке к определенной традиции:
Толпа озвереет, будет тереться,
Ощетинит ножки стоглавая вошь.
Невольно вспоминается роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором главный герой Родион Раскольников делит людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Для одних уготовано лишь жалкое существование среди мелких и обыденных проблем, бесконечной суеты и беспросветной нищеты. Другим же законы не писаны. По праву сильного и одаренного им позволено вершить чужие судьбы. Читатель знает, к чему привели подобные теории в романе Ф.М. Достоевского. Однако поза хозяина жизни для многих еще заманчива.
В данном случае лирический герой В. Маяковского во многом уподобляется Раскольникову, презирая людей как толпу жалких, ничтожных, злобных человечков, стремясь возвыситься над миром обыденных существ, подчеркнуть свою неординарность и исключительность. В то же время лирический герой легкораним. Сердце его подобно крупкой бабочке.
Во многих стихотворениях Маяковского, где лирический герой также бросает вызов миру, ему и дела особого нет до остальных. Но в этом произведении поэта охватывает неподдельный ужас перед озверевшей толпой.
Просмотров: 9651