Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

Ф. М. Достоевский — создатель социально-психоло­гического романа. Писатель глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и психологию, типичную для разных слоев общества, для разных соци­альных групп. Изображая жизнь современной ему Рос­сии, писатель ставит сложные социальные, философские, нравственные вопросы, актуальные для его эпохи и име­ющие общечеловеческое значение. На страницах его ро­мана нашли отражение злободневные явления обществен­ной жизни середины 60-х годов, эпохи реакции, насту­пившей после разгрома революционно-демократического движения, эпохи бурного развития капитализма в Рос­сии. Развитие буржуазных отношений обостряет социаль­ные противоречия, приводящие к обнищанию широких масс. Поиски путей преобразования общества приводят к рождению всевозможных теорий, в том числе и идеи «сильной личности», способной подчинять себе людей и превращать их в оружие для достижения своих целей. Теория Раскольникова, главного героя романа, воз­никает на этой исторической почве. Он видит страдания простого человека, понимает, что причина их — в соци­альной несправедливости. Что делать? Смириться? Бо­роться? По его мнению, вступить в единоборство с этим безумным и грязным миром может только необыкновен­ная личность.

Наблюдая русскую жизнь, размышляя над отечествен­ной и мировой историей, Раскольников пришел к мысли, что не только исторический прогресс, но и всякое разви­тие осуществлялось и осуществляется за счет кого-то, на чьих-то страданиях, жертвах и крови. Жизнь и история как будто вполне убеждают героя, что все человечество подразделяется на две категории, на два разряда.

Есть люди, безропотно принимающие любой поря­док вещей, «твари дрожащие», и есть люди, смело на­рушающие моральные нормы и общественный порядок, принятый большинством, «сильные мира сего». Великие личности, «творцы истории» Ликург, Магомет, Наполеон не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради осуществления своих идей. Мир так устроен, что развитие общества совершается за счет угнетения «тварей дрожащих » « наполеонами ».

Идея Раскольникова далеко не наивна. Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивается с вопросом, к какому разряду людей принадлежит он сам: «...Вошь ли я, как все, или человек? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею...». И он уверяет себя, что является необыкновенным человеком, прирожденным «властелином судьбы». Власть ему нуж­на, чтобы спасти Полечку, Соню, Катерину Ивановну, все страдающее человечество. Убийство вредной, жадной ста­рухи задумано Раскольниковым как проверка на частном случае своей страшной теории. Обосновывая убийство, герой заявляет: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил». Его теория заключается в том, что если в душе человека есть холодный расчет, то он может совершить безнаказанно преступление. Совесть, душа — все это бред, выдумки слабовольных людей. Это и была его глав­ная ошибка. На практике теория Раскольникова потерпела кру­шение. После убийства старухи он потерял контроль над собой. У Раскольникова сработал инстинкт самосохране­ния, появилось дивное желание вырваться на свободу. Вместо одного убийства он совершил три: убил ни в чем не повинную Елизавету, а вместе с ней и ее не рожденно­го ребенка. А ведь на убийство старухи он шел отчасти ради нее. Раскольников был уверен: его не будет мучить совесть. Но неожиданно для него самого он испытывает муки: и от того, что не сумел «стать над всем муравейни­ком», и от того, что не может смотреть матери в глаза, разговаривать с сестрой, с Разумихиным, что чувствует кровь на своих руках. Его преступление оборачивается духовным самоубийством. Он говорит: «Разве я стару­шонку убил? Я себя убил, а не старушонку».

Герой оказался не в силах освободиться от нравствен­ного закона. В образе Раскольникова Достоевский казнит попытку отрицания совести, нравственных законов чело­вечества и всем содержанием романа показывает, что все люди подвластны этим законам, они перед ними равны. Описывая муки Раскольникова, Достоевский подводит читателя к мысли о неприкосновенности, о святости лю­бой человеческой личности, показывает нам, что если на путь насилия становится даже человек добрый, измучен­ный чужими страданиями, жаждущий изменить мир, по­вернув его на путь справедливости, он все же неизбежно принесет зло и себе, и другим.

Печать Просмотров: 21673