Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

События в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» происходят в Петербурге. Это произведение иногда называют «петербургским романом».

К образу Петербурга обращались поэты, начиная с XII века. Впервые поэтический образ города был создан В. Тредиаковским. Петербург прославляли Державин, Батюшков.  Рубежом в разработке и воплощении темы Петербурга явилось творчество А. С. Пушкина. До Пуш­кина произведения о Петербурге носили описательный характер. Воспевалась красота столицы, сообщались те или иные моменты ее истории, быта, культуры, знамена­тельные происшествия. Воздавалась хвала Петру как ос­нователю города. Пушкин-реалист создал образ современ­ного Петербурга с позиций исторических и социальных, политических и философских.

Тема большого города занимает значительное место в творчестве Н. А. Некрасова. Поэт описал не блеск на­рядных улиц столицы, а ее печальные окраины, положе­ние обитателей трущоб.

Ф. М. Достоевский изобразил Петербург 60-70-х годов XIX века, в пору стремительного развития российского капитализма. Петербург Достоевского — город кричащих контрастов, символ бесчеловечности самой действитель­ности.

Преступление Раскольников совершает в Петербурге. И это не случайно: самый фантастический на свете город порождает самого фантастического героя. У Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героя­ми, составляют с ними единое целое. В романе есть лишь несколько кратких описаний Петербурга, напоминающих театральные ремарки, но их вполне достаточно, чтобы проникнуть в «духовный» пейзаж.

Городской пейзаж в романе «Преступление и наказа­ние» — пейзаж психологический. Он органически связан с душевным состоянием героя и соответствует больным, диким мыслям Раскольникова, замышляющего убийство.

Блуждая вместе с героем по Петербургу, мы ощущаем прежде всего невыносимую духоту. Это ощущение духоты становится лейтмотивом романа. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возмож­ности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши». Чтобы довершить отвратительную картину города, Ф. М. Достоевский насыщает ее запахами, которые посто­янно сопровождают героя: в комнате Мармеладова было душно, «...с лестницы несло вонью..., из внутренних по­мещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного»; в распивочной «...было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным».

Герои Достоевского далеки от парадного Петербурга. Они живут на шумных и грязных улицах, в многочис­ленных домах, где ютится нищета. Действие в романе происходит то на улицах, то в каморках-комнатах, то в грязных гостиницах, то в дешевых номерах. Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои, «бедные люди». Мы входим в «грязные и вонючие» дворы-колодцы, поднимаемся по темным лест­ницам.

Быт, рисуемый Достоевским, мрачный, лишенный всякого уюта, нищенский. Он соответствует трагическому положению маленького человека. Комната Раскольникова напоминала то «...клетушку, шагов в шесть длиной, имев­шую самый жалкий вид со своими желтенькими, пыль­ными и всюду отставшими от стены обоями», то «гроб», то «шкаф». Эта каморка — прообраз более грандиозной, но такой же душной «каморки» большого города.

Недаром Катерина Ивановна Мармеладова говорит, что на улицах Петербурга, словно в комнатах без фор­точек. Страшной рисуется в романе жизнь в петербург­ских трущобах: жизнь, полная отчаяния, беспросветной нужды.

Уже с первых страниц романа писатель подводит нас к выводу, что в таинственном и мрачном Петербурге, сре­ди невыносимой жары и вони, могла зародиться «безоб­разная мечта» нищего студента, и Петербург предстает в произведении не просто местом действия, не просто об­разом, а соучастником преступления Раскольникова.

Печать Просмотров: 100735