РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ
(Поэма, 1871—1872)
Трубецкая — главная героиня первой части дилогии «Русские женщины» — «Княгиня Трубецкая», реальным ее прототипом была княгиня Екатерина Николаевна Трубецкая (1802— 1854), урожденная графиня Лаваль, последовавшая в Сибирь за мужем С. П. Трубецким (1790—1860), полковником лейб-гвардии Преображенского полка, приговоренным после декабрьского восстания 1825 г. к бессрочным каторжным работам. При воссоздании образа героини основными источниками Некрасову послужили мемуары декабристов С. П. Трубецкого и А. Е. Розе-на, а также, возможно, воспоминания сына Трубецкой И. С. Трубецкого, с которым Некрасов был лично знаком. Чувство долга, основное в характеристике героини, призывает ее оставить семью и столицу и отправиться вслед за мужем в Сибирь («Но долг и выше, и трудней /Меня зовет»). Героине предстоит полная трудностей дорога. В дорожной кибитке она вспоминает свои детские и юношеские балы, поездку с мужем в Италию, запавшие в душу встречи с бурлаками и бедными крестьянами, а также декабрьское восстание и свидание с Трубецким в тюрьме. Вторая глава изображает встречу героини с иркутским губернатором, красноречивые доводы которого не могут поколебать ее решимости и лишь укрепляют в сознании необходимости своей миссии («Я гордость, гордость в нем спасу, / Я силу дам ему»). Чтобы ускорить встречу с мужем, Т. готова на любые жертвы: подписать отречение от своих прав и даже идти до Нерчинских рудников под конвоем. Получив, наконец, разрешение губернатора, героиня снова отправляется в путь; следующая встреча читателя с ней происходит уже во второй части дилогии, где Т. играет скорее пассивную роль, поскольку на первую встречу с декабристами в рудниках Некрасов «отправляет» Марию Волконскую.
В первой части Т. доверено выражение резкого мнения о петербургском светском обществе («Там люди заживо гниют — / Ходячие гробы, / Мужчины — сборище Иуд, / а женщины — рабы»); против включения этого монолога в окончательный текст поэмы резко протестовал сын М. Н. Волконской, но Некрасов не внял его совету, поскольку, очевидно, именно этот эпизод поэмы был, по авторскому замыслу, одной из важнейших кульминационных точек.