Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

1. Духовно богатый внутренний мир.
2. Замкнутость внешнего мирка.
3. Портретные характеристики героя.
4. Двойники Родиона Раскольникова.

...человеку, кроме счастья, также точно и совершенно во столько же, необходимо и несчастье!
Ф. М. Достоевский

Романы Ф. М. Достоевского отличаются тем, что раскрывают читателю тайники внутреннего мира героев. Поэтому мы вместе с ними испытываем все трудности, с которыми они встречаются на своем пути. Каждый из действующих лиц романа «Преступление и наказание» переживает свою трагедию, каждый живет как бы на надрыве. Но в центре произведения все же находятся две души, два образа — Раскольников и Соня. Необычность этих героев и в том, что на протяжении своего жизненного пути они проходят всевозможные испытания, но все равно сохраняют кристально чистую и незапятнанную душу. И Ф. М. Достоевский как умелый психолог показывает своему читателю все оттенки их чувств и переживаний.

Для романов второй половины XIX века характерна чуткая реакция на изменения, которые происходили в тот период в обществе. Трагизм положения и внутреннее состояние людей, живших тогда, не остались в стороне от внимания писателя. Он показывал не столько социальные преобразования, а то как они воспринимались обыкновенными людьми. И главной ниточкой, связывающей разных по характеру и социальному положению людей, было именно ощущение обреченности, одиночества и страдания, поиска верного пути в жизни, которая неумолимо диктовала свои законы и нравственные устои.

Все оттенки чувств героев автор передает не через пафосные монологи, они были бы не характерны для униженных и слабых людей. Но внимательный читатель может найти в произведении легкие штрихи и уверенные мазки, которые и через много лет открывают нам богатый духовно, но униженный социально, внутренний мир человека второй половины XIX века. Через описание обстановки, портретные характеристики, сны, монологи и диалоги героев мы погружается в психологическую картину романа «Преступление и наказание».

Герой живут в маленьких помещениях. Они словно замкнуты в небольшие пространства и никак не могут вырваться наружу. В своем «мирке» они скрываются от жесткости окружающих и не впускают ни свой дом, ни во внутренний мир посторонних. Каморка Раскольникова «приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру». Напротив, душа Сони открыта для других. Поэтому мы часто видим в ее доме и Раскольникова, и посторонних людей.

Так через пространство комнаты писатель отражает пространство души своего героя. Недаром в конце произведения на каторге Раскольников позволяет не столько окружающим, сколько самому себе заглянуть в свою душу и попробовать найти ответы на вновь поставленные вопросы. «Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на... бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его». Особое место в романе занимает комната Сони, так как в ней отражена душа не только самой героини, но и Раскольникова. Как небольшая комнатка, так и хрупкая женщина смогла «пережить» все превратности судьбы и не отставить в беде близкого для них человека.

Но даже в этот «мирок», тщательно скрываемый от посторонних, постоянно вторгаются чужие люди (посещения Порфирием Петровичем Раскольникова, гости в доме Сони). И главным героям приходится мириться с этим, пытаться принять и понять жестокий внешний мир, который настойчиво «желает» стать частью их душевного пространства. Такое двойное наслоение говорит о внутренней борьбе, которая постоянно идет в душе Сони и Раскольникова. На это накладывают отпечаток и грехи, совершенные ими в жизни. Но они вызывают не торжество или упоение своим совершенством, а новую битву, которая будет диктовать свои законы.

При этом автор дает возможность читателю не только догадываться, но и следить за тем, как меняется поведение и настроение героя. Оно отражено в портретных характеристиках. Вот как Ф. М. Достоевский описывает Раскольникова в начале произведения: «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Душевная же борьба проявляется во внешности героя, когда к нему приходит Лужин: «Сам Раскольников все время лежал молча, навзничь, и упорно, хотя и без всякой мысли, глядел на вошедшего. Лицо его, отвернувшееся теперь от любопытного цветка на обоях, было чрезвычайно бледно и выражало необыкновенное страдание, как будто он только что перенес мучительную операцию или выпустили его сейчас из-под пытки».

Внутренний мир героя раскрывается и через поведение героя. Раскольников — убийца, который на деле пытается проверить свою теорию. Но на протяжении всего романа и особенно в конце мы узнаем, что он очень чуткий и душевный человек. Он не раз помогал Соне, желая хоть как-то облегчить ее тяжелое положение, и бедному студенту, нуждающемуся в деньгах.

Поэтому в душе он совершенно не такой, каким предстает на страницах романа. Это показывают нам и сны Раскольникова, раскрывающие его переживания и стремления помочь близким. «Но бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы... Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку».

В романе писатель и более явно показывает психологическую основу личности главного героя. Ведь любое явление отчетливее видно в сравнении. Таким контрастирующим полотном служат двойники Раскольникова. Они имеют общие черты с главным героем, но все равно Родион значительно отличается от богатым духовным внутренним миром, которого нет ни у Свидригайлова, ни у Лужина.

Автор не раз сталкивает вместе различных героев, и в каждую такую встречу мы понимаем, что они догадываются о внутренних переживаниях Раскольникова. Такое стало возможно именно потому, что у них есть что-то общие. Это проявляется, например, в диалоге Раскольникова и Порфирия Петровича:

— Стало быть, я на вас не питаю подозрений, коли иначе поступил! А вы здравый взгляд потеряли, да и не видите ничего, повторяю-с! Раскольников вздрогнул всем телом, так что Порфирий Петрович слишком ясно заметил это.

— Лжете вы все! — вскричал он, — я не знаю ваших целей, но вы все лжете... Давеча вы не в этом смысле говорили, и ошибиться нельзя мне... Вы лжете!

— Я лгу? — подхватил Порфирий, по-видимому, горячась, но сохраняя самый веселый и насмешливый вид и, кажется, нимало не тревожась тем, какое мнение имеет о нем господин Раскольников. Действия Раскольникова не подчиняется логической схеме, он живет эмоциями, которые и диктуют ему манеру поведения. Это можно заметить на протяжении всего романа. В душе главного героя постоянно идет борьба. Наиболее явно она представлена после самоубийства, когда он заявляет о том, что убил не старушонку, а себя самого. Он понимает, что погубил свой богатый духовный мир несмотря на то что далек от подлости Свидригайлова и честолюбия Лужина. Возможно, поэтому ему одному в романе встречается родственный по духу человек - Соня. Она словно чувствует внутренние потребности души главного героя и старается помочь ему найти выход. Она же становится и своеобразным проводником в новый мир.

 

Писатель в своем романе смог увидеть картину души человека, смог найти слова и краски, чтобы описать эту тончайшую ткань. И несмотря на то что Раскольников совершил такой поступок, именно он наделен богатым внутренним миром, с помощью которого Ф. М. Достоевский выразил свои переживания и понимание мятущейся души 60-х годов XIX века и попытался найти выход не посредством насилия, а через отражения психологических граней личности своего главного героя.

Печать Просмотров: 36839