Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

1. Темы раннего творчества писателя.
2. Романтический герой.
3. Подвиг во имя людей.

Меня называют бытовиком. Даже натуралистом. Но какой же я бытовик? Я — романтик.
М. Горький

Рассматривая раннее творчество М. Горького, критики расходились во мнениях — одни утверждали, что творческий метод Горького — реализм, так как он придерживался натурализма в деталях, другие называли его метод романтизмом. Было даже компромиссное название — «романтический реализм» или «неореализм». Сейчас принято называть характерной особенностью раннего творчества Горького синтез романтизма и реализма. Сам Горький считал себя романтиком. Он перенес романтические традиции из XIX в XX век, чтобы в литературе его времени появился такой герой, за которым пошли бы люди. Писателя всегда волновали вечные вопросы — о движущих силах истории, назначении человека и смысле жизни, соотношении личности и коллектива, веры и религии, свободы и необходимости, гуманизма и жестокости. Искоренить в мире злобу и насилие — вот какую цель ставил Горький. Возрождение романтизма в это время происходило не только в русской, но и в зарубежной литературе. В книгах того времени отражалось предчувствие глобальных перемен. Это толкало писателей на поиск романтического идеала. Горький воспевал Человека с большой буквы: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он — все. Он создал даже Бога... Я уверен, что человек способен бесконечно совершенствоваться, и вся его деятельность — вместе с ним тоже будет развиваться, — вместе с ним из века в век. Верю в бесконечность жизни, а жизнь понимаю как движение к совершенствованию духа». По мнению Горького, разум и воля могут многое изменить в жизни.

Романтическим обычно называют ранний период творчества Горького, когда были написаны «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Эти произведения отличались большим многообразием жанров — Горький писал рассказы, легенды, сказки, поэмы. Все эти произведения объединяют характерные герои. Это не люди современности — Горький прибегает к форме легенд, преданий, песен, чтобы обозначить идеал человека, который до сих пор живет в памяти людей. Активные борцы за справедливость, красивые внешне и духовно, его свободолюбивые герои жаждут бури, подвига, они готовы бескорыстно посвятить людям всю свою жизнь или отдать ее ради счастливого будущего других поколений.

В рассказе «Макар Чудра» писатель обращается к самому воплощению свободы — цыганам, рисует гордого романтического героя, свободного от всего, неспособного на компромиссы с чувством собственного достоинства. Лойко Зобар напоминает сказочного добра молодца — красивого, удалого, мудрого, отважного. Его характерные черты — стремление к свободе, воле, гордость. Макар Чудра, который рассказывает легенду, тоже считает вольную цыганскую жизнь своим идеалом. Поэтому Лойко в итоге предпочитает смерть, нежели жизнь и любовь без свободы. Красивых, смелых и сильных героев приводит к смерти конфликт между чувством любви и стремлением к воле. Гибель героев в устах Макара Чудры воспринимается как торжество жизни и воли. Автор же показывает, что в его герое были зачатки борца, способного совершить подвиг во имя людей, но ему мешает гордыня.


Герой рассказа «Старуха Изергиль», высокомерный гордец Ларра, сын женщины и орла, находит наказание в себе самом: «Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!» Вечное одиночество — вот к чему приводит гордость. Второй, о ком рассказывает старуха Изергиль — Данко. Как и Ларру, его можно назвать сверхчеловеком, но если Ларра совершает преступление в мире людей, то Данко, наоборот, подвиг. Он способен повести за собой окружающих, вселить в них надежду, веру. Этот романтический герой жаждет посвятить себя людям до такой степени, что вырывает из своей груди сердце, чтобы осветить им путь, и умирает. А сердце продолжает светить.

Подвиг во имя людей — вот что должен совершить романтический герой, преодолевая даже их неверие. Данко любит соплеменников, поэтому и выводит их из мрака к свету, а вот они относятся к герою по-разному, начиная от неверия и заканчивая тем, что один «осторожный человек» тушит ногой его горячее сердце. Старуха Изергиль считает, что «в жизни всегда есть место подвигам». Она сама не раз рисковала жизнью ради кого-то. Она не стала героиней, но каждый человек должен стремиться стать лучше.

Данко — это образ вождя, героя-одиночки, он готов. поделиться своим пламенным огнем души с другими, отдать свое сердце людям. Этот рассказ служил долгое время средством революционной пропаганды.

В «Песне о Соколе» героическая личность — Сокол — сталкивается с миром обыденности, с обывателем Ужом. В в произведении мы узнаем того же свободолюбивого романтического героя-борца, что и в рассказах. Сокол говорит о счастье битвы с врагом, о подвиге. Уж воплощает мещанские взгляды на жизнь: «— Ну что же — небо? — пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро! Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни. И так подумал: "Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет"...».

Горький воспевает «безумство храбрых», в котором и есть «мудрость жизни», говорит о том, что смерть Сокола не напрасна: «Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»

 

«Песня о Буревестнике» воспевает грядущую революцию. Буревестника автор называет «пророком победы», смелым, в чьем крике смешались «жажда бури, сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе». Черная молния, стрела, черный демон бури — вот он новый герой революции. Горький стал создателем нового направления в русской литературе — социалистического реализма, который он называл «социалистическим романтизмом», и его истоки — в ранних произведениях писателя.

Печать Просмотров: 46321