Именно в последних четырех главах поэмы конкретизируется образ губернского города NN. В черновиках времен работы над первым томом писатель сформулировал смысл этого образа “Идея города, Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие, Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени”. “Весь город со всем вихрем сплетней — преобразование бездельности жизни всего человечества в массе... Как низвести все мира безделья во всех родах до сходства с городским бездельем? и как юродское безделье возвести до преобразования безделья мира?”
Именно в силу своей предрасположенности к “деятельному безделью” город являет собой как бы питательную среду, в которой сначала происходит окончательная материализация миража, а затем его разрушение и появление самых нелепых слухов о Чичикове.
Создавая групповой портрет чиновников, Гоголь тоже использует гротескные средства. В каждом образе выделяется только одна черта, деталь, характеризующая персонаж.
Миражная интрига завершается в тот момент, когда прекращаются все сплетни о Чичикове. Конец им кладет смерть прокурора. Все внимание горожан переключается на это событие. Только после этого Чичиков, забытый, уезжает из города.
Образ Чичикова. Идейно-композиционная роль образа Чичикова предопределена в первую очередь тем, что ему принадлежит идея аферы, для ее осуществления ему предоставлено право свободного передвижения по художественному пространству поэмы, с ним автор не расстается почти никогда.
Стоить отметить особо, что, не будь Чичикова, не было бы ни сюжета путешествия, ни самой поэмы. Но не они, не его судьба являются главным предметом изображения у Гоголя. Именно специфика предмета изображения заставляет нас обратиться к жанровому своеобразию произведения.