Многие великие писатели XIX века изображали прекрасный город Петербург, видное место он занимает и в произведениях Ф. М. Достоевского, но писатель не говорит о великолепной архитектуре, о красоте города, Федор Михайлович как бы заглядывает внутрь бедных домов, где в ужасных условиях живут г е -рои его романа «Преступление и наказание». В произведении мы видим только черные лестницы, облитые помоями, дворы-колодцы, напоминающие душегубку, город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония, это место, в котором невозможно быть здоровым, добрым, полным сил. Петербург душит и давит.
Писатель никогда не показывает красоту Петербурга. Природы почти нет или акцентируется ее отсутствие. Около природы происходят странные вещи: во сне под кустом Раскольникову снится страшный сон о жестокости, о гибели безвинного существа. Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих комнат, но также обращает внимание на запахи и символические цвета. Он использует зеленые и серые цвета, но доминирует в романе желтый — символ болезни, нищеты, убожества. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желто от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, «похожая на шкаф или сундук» каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет. Соня Мармеладова пошла по «желтому билету», женщина-самоубийца с желтым лицом. Эти детали, а также желчный город отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.
Однако в романе мы находим и зеленый цвет, цвет «фамильного» мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а после ее смерти и Софья Мармеладова. Он олицетворяет и страдания, которые выпадают на долю его владетельниц, и их искупительную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: «Бог сам знает, как я страдала...» Отправляясь за Раскольниковым, который идет признаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдания и искупить этим вину Родиона. В эпилоге, в сцене возрождения Раскольникова, Соня появляется все в этом же платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет символизирует страдания и надежды главных героев романа.
Достоевский в своем произведении показал город, в котором зарождается капитализм, когда люди, не сумевшие пройти через социальный перелом, оказываются на дне жизни. Петербург является также и действующим лицом романа, соучастником страшного преступления Раскольникова и свидетелем его раскаяния.