Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы
Сюжет романа И.А. Гончарова «Обломов», события которого происходят в первой половине XIX века, — это жизненный путь Ильи Ильича Обломова с детских лет до самой смерти. Основная тема романа - обломовщина. Так сам автор называет в романе образ жизни, которому характерны апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя при полном отсутствии труда, какой-либо практической деятельности. Известно, что Гончаров несколько раз определял жанр своего романа как сказку. Если «Обломов» - большая сказка, то ядром ее надо считать главу «Сон Обломова».
Сон - образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения. События, описываемые в романе Гончарова, происходят далеко за пределами Обломовки, но подлинная столица «сонного царства» -усадьба Обломовых.

Каковы основные признаки такого царства в волшебной сказке? Прежде всего, это отгороженность от остального мира. В «сонное царство» почти невозможно проникнуть, а из него - выбраться.

Что ж, по степени своей закрытости Обломовка может потягаться с любым зачарованным, заколдованным царством. Много ли народу приезжает и приходит в нее на протяжении долгого сна Ильи Ильича? Там почти некого вспомнить, разве что забавный эпизод со спящим мужиком, которого дети обнаруживают в канаве и принимают за оборотня. Явление этого чужака вносит смятение и в ряды взрослых обломовцев, да настолько сильное, что они не решаются разбудить его, чтобы узнать, откуда он сюда забрел и зачем. Так и остается лежать мужик в канаве, и читателю неизвестно, проснется ли он когда-нибудь вообще. Даже разговаривать о незнакомом пришельце мужики боятся, хотя они вполне могли бы предположить, что он просто-напросто пьян.

Но если приехать или прийти в Обломовку трудно, то покинуть се пределы - действие для ее обитателей еще более невообразимое, можно сказать, дикое. Куда? Зачем? Как и следует ожидать, представления обломовцев о земле вполне сказочны: «слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, темный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак - и, наконец, все оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю».

Но все это где-то далеко. А Обломовка как спала, так и будет спать мирно дальше. Удивительно точно описывает Гончаров, как сладко обломовцы умеют спать, то есть исполнять главное жизненное условие «сонного царства». Спят, дремлют, млеют грезящие в забытьи и неземном блаженстве обитатели имения, господа и дворня, Илья, его няня. Даже воздух спит, ибо «висит без движения», даже солнце погружено в дремоту, потому что «стоит неподвижно». «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти».

Волшебному царству сна, разумеется, противопоказан любой вид движения, действия. Поэтому Обломовка - мир принципиального безделья. Единственный освященный традицией вид труда здесь - приготовление и поглощение пищи. Не случайно автор описывает поедание огромного пирога, которое длится пять дней.
Сон - образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения. События, описываемые в романе Гончарова, происходят далеко за пределами Обломовки, но подлинная столица «сонного царства» -усадьба Обломовых.

Каковы основные признаки такого царства в волшебной сказке? Прежде всего, это отгороженность от остального мира. В «сонное царство» почти невозможно проникнуть, а из него - выбраться.

Что ж, по степени своей закрытости Обломовка может потягаться с любым зачарованным, заколдованным царством. Много ли народу приезжает и приходит в нее на протяжении долгого сна Ильи Ильича? Там почти некого вспомнить, разве что забавный эпизод со спящим мужиком, которого дети обнаруживают в канаве и принимают за оборотня. Явление этого чужака вносит смятение и в ряды взрослых обломовцев, да настолько сильное, что они не решаются разбудить его, чтобы узнать, откуда он сюда забрел и зачем. Так и остается лежать мужик в канаве, и читателю неизвестно, проснется ли он когда-нибудь вообще. Даже разговаривать о незнакомом пришельце мужики боятся, хотя они вполне могли бы предположить, что он просто-напросто пьян.

Но если приехать или прийти в Обломовку трудно, то покинуть се пределы - действие для ее обитателей еще более невообразимое, можно сказать, дикое. Куда? Зачем? Как и следует ожидать, представления обломовцев о земле вполне сказочны: «слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, темный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак - и, наконец, все оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю».

Но все это где-то далеко. А Обломовка как спала, так и будет спать мирно дальше. Удивительно точно описывает Гончаров, как сладко обломовцы умеют спать, то есть исполнять главное жизненное условие «сонного царства». Спят, дремлют, млеют грезящие в забытьи и неземном блаженстве обитатели имения, господа и дворня, Илья, его няня. Даже воздух спит, ибо «висит без движения», даже солнце погружено в дремоту, потому что «стоит неподвижно». «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти».

Волшебному царству сна, разумеется, противопоказан любой вид движения, действия. Поэтому Обломовка - мир принципиального безделья. Единственный освященный традицией вид труда здесь - приготовление и поглощение пищи. Не случайно автор описывает поедание огромного пирога, которое длится пять дней.
Сон - образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения. События, описываемые в романе Гончарова, происходят далеко за пределами Обломовки, но подлинная столица «сонного царства» -усадьба Обломовых.

Каковы основные признаки такого царства в волшебной сказке? Прежде всего, это отгороженность от остального мира. В «сонное царство» почти невозможно проникнуть, а из него - выбраться.

Что ж, по степени своей закрытости Обломовка может потягаться с любым зачарованным, заколдованным царством. Много ли народу приезжает и приходит в нее на протяжении долгого сна Ильи Ильича? Там почти некого вспомнить, разве что забавный эпизод со спящим мужиком, которого дети обнаруживают в канаве и принимают за оборотня. Явление этого чужака вносит смятение и в ряды взрослых обломовцев, да настолько сильное, что они не решаются разбудить его, чтобы узнать, откуда он сюда забрел и зачем. Так и остается лежать мужик в канаве, и читателю неизвестно, проснется ли он когда-нибудь вообще. Даже разговаривать о незнакомом пришельце мужики боятся, хотя они вполне могли бы предположить, что он просто-напросто пьян.

Но если приехать или прийти в Обломовку трудно, то покинуть се пределы - действие для ее обитателей еще более невообразимое, можно сказать, дикое. Куда? Зачем? Как и следует ожидать, представления обломовцев о земле вполне сказочны: «слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, темный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак - и, наконец, все оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю».

Но все это где-то далеко. А Обломовка как спала, так и будет спать мирно дальше. Удивительно точно описывает Гончаров, как сладко обломовцы умеют спать, то есть исполнять главное жизненное условие «сонного царства». Спят, дремлют, млеют грезящие в забытьи и неземном блаженстве обитатели имения, господа и дворня, Илья, его няня. Даже воздух спит, ибо «висит без движения», даже солнце погружено в дремоту, потому что «стоит неподвижно». «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти».

Волшебному царству сна, разумеется, противопоказан любой вид движения, действия. Поэтому Обломовка - мир принципиального безделья. Единственный освященный традицией вид труда здесь - приготовление и поглощение пищи. Не случайно автор описывает поедание огромного пирога, которое длится пять дней.
Таково это «сонное царство», где почти никто не работает и не умирает, где не бывает потрясений, где «грозы не страшны», а «звезды дружески мигают с небес», где никто не желает быть пробужденным для иной, пусть даже прекрасной жизни.

Словно для того, чтобы подчеркнуть впечатление сказочности создаваемого им мира, писатель вводит в «Сон Обломова» образ няни, которая в зимние вечера нашептывает Илюше сказки о доброй стране, где гуляют добры молодцы да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Весь сказочный быт Обломовки словно нашептывается няней. Она - душа и добрая волшебница «сонного царства». Няня Илюши - это, с одной стороны, традиционное лицо для русской усадебной жизни, с другой стороны - ее образ связан с памятью множествй локолений: исконными представлениями о добре и зле, о страшном и прекрасном. Репертуар народной сказительницы подробно изложен на страницах романа: тут повествование о «спящих царевнах», окаменелых городах и людях и сказки о Емеле-дураке и богатыре Илье Муромце.

Этот Емеля - своеобразный прообраз Обломова в романе. В сказке добрая волшебница, являющаяся в виде щуки, избирает себе любимца, которого все обижают, тихого, безобидного лентяя, и одаривает его ни с того ни с сего. А он кушает, наряжается в готовое платье и женится на какой-нибудь красавице Милитрисе Кирбитьевне.

В этой сказке почти вся судьба Обломова. Его будут дурачить и морочить все кому не лень, а напоследок судьба пошлет ему в жены Агафью Матвеевну - новую Милитрису Кирбитьевну. Здесь, на Выборгской стороне, где живет в настоящее время Обломов, сказка и реальность как бы перемешаются. И вот «грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где... ходят в золоте и серебре».

Как во всяком сне, реально пережитое оказывается неотличимым от небылиц. То привидится одно, то другое, и непонятно, что на самом деле было, а что причудилось. Вместе с Ильей Ильичом мы видим картины его детства и понимаем, что инертность, апатия, боязнь всякой деятельности - это результат воспитания, когда мальчика растят, как «экзотический цветок в теплице». «Усердно хлопотали, чтобы дитя было всегда весело и кушало много». Сначала любознательный от природы мальчик убегает при любом удобном случае от няни, с нетерпением дожидаясь момента, «с которым начиналась его самостоятельная жизнь», но его каждый раз ловят, не позволяют шага ступить самостоятельно, изнеживают, не пускают гулять по вечерам, чтобы ножки не простудить. Постепенно любознательность ребенка угасает и сменяется ленью. В тринадцать лет отданный в пансион к Штольцу, он страдает, потому что ученье вызывает тоску, и с одобрения маменьки занятия пропускаются при первом же удобном случае, а случаев - пруд пруди: то грядет большой праздник, то родительская неделя, то ребенок кажется нездоровым. Нежные родители выискивают предлог, чтобы удержать сына дома.

Глава «Сон Обломова», возвращающая нас к детству героя, по сути своей убеждает в том, что сном была вся его жизнь, завершившаяся сном вечным. «Однажды утром Агафья Матвеевна принесла было ему, по обыкновению, кофе и - застала его так же кротко покоящимся на одре смерти, как на ложе сна...»

Печать Просмотров: 9606