Lit-Helper.Com В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

Читать Достоевского трудно, но инте­ресно. Одним из наиболее значитель­ных его произведений является «Пре­ступление и наказание».

Проблема, над которой бился главный герой Достоевского Раскольников — как освободить человека от страданий, оказа­лась в романе нерешенной, ибо автор и сам не видел возможности ее разрешить. Но на пути к ее решению автор исследует и раскрывает трагические противоречия действительности, которая несправедли­во губит человека, давит его.

Мир героев романа «Преступление и наказание» тревожно непривычен. Почти все центральные фигуры романа — соци­ально отверженные, главный герой и его избранница — это «убийца и блудница». Это живые, но изуродованные люди, они страдают так мучительно, что читать об этом просто физически больно.

В романе почти все — бывшие. Рас­кольников — бывший студент, Мармела­дов — бывший чиновник, Соня — быв­шая барышня, малыши Катерины Ива­новны — бывшие «дворянские дети», которых нищета выгнала на улицу соби­рать милостыню. Вполне естественно, что герои Достоевского отторгнуты от реальной житейской практики. Почти все они вроде бы не заняты ничем, нет у них и нормального семейного очага, своего крова; все люди в романе — оси­ротевшие обломки распавшихся семей. Все они: Мармеладовы, Соня, Расколь­ников, Дуня, Пульхерия Александров­на — существуют на чужом месте и вре­менно. Мы встречаем их на постое в номерах, в углах, на временном при­станище у знакомых. Многих из них го­нят и с этого случайного места. Страшно звучит вопрос Мармеладова: «Понимае­те ли, понимаете ли вы, милостивый го­сударь, что значит, когда уже некуда больше идти? Ибо надо, чтобы всякому человеку, хоть куда-нибудь можно было пойти...» Почти все они вольные или не­вольные «вечные странники». Нету у них и душевного покоя. Да и весь Петербург вообще — «город полусумасшедших». Настрой у большинства героев отрица­тельный. Спокойного тона нет. То и дело страшные картины сменяются еще бо­лее ужасными: вот женщина бросается с моста в реку. Перед нами на миг при­открывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния. Вот пья­ный, опустившийся, полубезумный, но тем не менее ясно понимающий ужас и безвыходность своего положения, Мармеладов. Вот Катерина Ивановна с детьми на улице. Нищие, они вынужде­ны просить милостыню. Эти картины — неизбежная принадлежность петербург­ской жизни.

Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход — смерть. Кто же ви­новник всего этого? Ощущение безвы­ходности доводит Раскольникова до от­чаяния, до бешенства, почти до безу­мия, Соню толкает на панель.

Что же будет с человечеством, которое калечат и развращают сегодня? Это волновало Достоевского. Ведь и пре­ступление Раскольникова есть отчасти протест против ненормальности соци­ального устройства. Особенно же вол­новала его участь детей. Дети — надеж­да каждого народа, его будущее, стра­дания для Достоевского — один из тайных признаков несправедливо уст­роенного мира.

О жизни детей в условиях капиталис­тического города говорили и современ­ники Достоевского: писатели и худож­ники. Все мы хорошо помним стихотво­рение Некрасова «Плач детей», картины Маковского «Свидание» и Перова «Тройка». На лицах детей выражение бе­зысходных страданий, следы вечных по­боев, в их лохмотьях, позах, в измучен­ных глазах отражена целая жизнь.

Главный герой романа — Раскольни­ков, по ходу развития сюжета часто встречается с детьми. При виде пьяной девочки Раскольников испытывает чув­ство гнева к франту, ненависть к тем, кто ее погубил, желание помочь. Раскольникова поражает система, по кото­рой живет общество: «Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, дол­жен уходить каждый год... куда-то... к черту, должно быть, чтоб остальных освежить и им не мешать».

При встрече с несчастными детьми у Раскольникова обостряется ненависть к окружающему миру. Слезы Коли и Ле­ни, робкий потерянный взгляд Поли, вы­нужденных просить милостыню, не мо­гут не тронуть человеческое сердце, не вызвать возмущения существующим строем, который уродует людей, делает их несчастными. «Высокая и тоненькая, как спичка Поля, обхватившая его (бра та) шею своею длинною, высохшею как спичка рукой. Она со страхом следила за матерью своими большими-больши­ми темными глазами, которые казались еще больше на ее испуганном и исху­давшем личике».

Как и Достоевский, Раскольников ви­дит в детях чистоту, доброту, свет, утра­ченные взрослыми. Чистый мир души раскрывается в сне Родиона.

Видя, как избивают старую клячу, Родя плачет. «С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мерт­вую, окровавленную морду и „целует ее, целует ее в глаза, в губы... Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачками на Миколку.

— Папочка! За что они... бедную ло­шадку... убили!»

Взрослые, глядя на эту картину, оста­ются равнодушными. Все лучшее, что есть во взрослых героях романа, Досто­евский связывает с миром ребенка.

Соню озаряет ореол чистоты и даже святости, и в этом вопиющий контраст с ее грязной профессией. Страшная судьба этой девушки-ребенка — наибо­лее веское доказательство преступнос­ти общества. Мало кто сумел так близко подойти к детской душе и так глубоко в нее проникнуть, как Достоевский. Да и не только в детскую.

Достоевский не пишет подробно о каждом дне. В его книгах герои рас­крываются перед читателем в часы и дни таких событий, какие могут вы­пасть на долю одного человека один только раз в жизни, а могут и не вы­пасть никогда.

На похоронах Достоевского среди множества венков был венок и от рус­ских детей.

Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием. Это очень нужное человеку чувство: сострадание. Мы страдаем вместе с героями, и это обогащает наши души. Хотелось бы, чтобы это понимали все.

Он был одним из самых значительных русских писателей, он ставил в своих книгах труднейшие философские про­блемы. Одновременно он владел искус­ством увлекать читателя. Его читают и будут читать, пока существует челове­чество. В произведениях Достоевского много ярких мыслей, идей. Но самой удивительной мне кажется вот эта: «Жизнь хороша, и надо сделать так, чтоб это мог подтвердить каждый».

Печать Просмотров: 5301